Анатолий Каневский Летный состав был, есть и будет золотым фондом страны. Среди этой категории людей особая каста — летчики-испытатели. Но и среди них есть своя элита, к которой можно отнести особо выдающихся, таких как Михаил Громов, Валерий Чкалов, Константин Коккинаки, Юлиан Пионтковский, Владимир Ильюшин, Александр Федотов…
Александр Васильевич Федотов «приучал к небу» реактивную технику. Через его душу прошли самолеты, которые стали знаковыми в нашей авиации и служат верой-правдой уже не одному поколению летчиков, являясь лучшими в мире в своем классе авиационной техники!

Первый прототип МиГ-31.  В первый полет эту машину поднимал Александр Федотов

Саша Федотов родился 23 июня 1932 г. в Сталинграде. Летчиком мечтал быть с детства, и когда возраст позволил, поступил в 7-ю Сталинградскую спецшколу ВВС, которую окончил в 1950 г. В том же году был принят в Армавирское ВАУЛ, после окончания которого остался на должности летчика-инструктора в родном училище.
В 1957 г., в связи с удовлетворением просьбы о направлении в школу летчиков-испытателей, уволен в запас. После окончания ШЛИ в 1958 г. был направлен для работы в одно из лучших отечественных конструкторских бюро — ОКБ имени А.И.Микояна, в котором проработал более 26 лет.
За эти годы Александр Федотов участвовал в летных испытаниях практически всех разработанных в эти годы конструкторским бюро самолетов. Начав трудовую деятельность испытателя с должности «рядового», он прошел все ступени и более 20 лет был шеф-пилотом ОКБ. Его труд и знания вложены в облик МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и ряда других самолетов.
Работа летчика-испытателя — всегда повышенный риск. Александр Васильевич это испытал на себе в полной мере. Трижды за карьеру ему приходилось катапультироваться. Летчики-испытатели покидают машину, только когда исчерпаны шансы ее спасти.
Первый раз Федотов катапультировался в 1973 г., когда его МиГ на малой высоте, попав в неизученный режим, сорвался в штопор. Второй раз — 31 октября 1980 г., когда из-за разрушения двигателя самолет потерял управление на высоте 1000 м и скорости 1380 км/ч. Покидать самолет пришлось в режиме вращения. В этом прерванном полете Александр Васильевич получил травмы позвоночника, ноги и руки. Третий раз пришлось катапультироваться в 1983 г. Тогда самолет был обречен из-за обширного пожара в двигателе и двигательном отсеке.
Мастерство и высочайший профессионализм принесли Александру Федотову непререкаемый авторитет в летной и инженерной среде. Его заслуги перед отечественной авиацией оценить трудно, а точнее — они не имеют цены. Проведенные им испытания и исследования до настоящего времени значимы в мировой авиационной науке и практике. Им установлено 18 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности. Часть из них вряд ли будет побита в ближайшее время.
Александр Васильевич Федотов был не только прекрасным летчиком, но и замечательным педагогом. Он воспитал целую плеяду выдающихся летчиковиспытателей, среди которых были такие, как Роман Таскаев, Авиард Фастовец, Анатолий Квочур — всех не перечислить…
Талантливый человек, как правило, в чем-то одном талантлив не бывает. Александр Федотов великолепно рисовал. А его художественные фотографии вызывали восторг даже у профессионалов.
Но главным занятием для Федотова были все же испытания. Он первым поднял в воздух прототип лучшего на сегодняшний день специализированного истребителя-перехватчика МиГ-31 и провел основной объем работ по его испытаниям.
4 апреля 1984 года жизнь этого замечательного человека оборвалась. Экипаж в составе летчика-испытателя Александра Федотова и штурмана-испытателя Валерия Зайцева поднял в воздух МиГ-31 борт «201». По причине проявившихся одновременно нескольких отказов и ложных показаний приборов топливной системы экипаж попал в ситуацию, приведшую к срыву самолета в штопор на малой высоте. Времени на катапультирование практически не было…
Трудовая самоотверженность Александра Васильевича Федотова достойно отмечена Родиной. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях сложной авиационной техники, ему 22 июля 1966 г. присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В 1981 г. он стал лауреатом Ленинской премии. С 1983 г. — генерал-майор авиации. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Трудового Красного Знамени.
Именем А.В.Федотова названа школа летчиков-испытателей ЛИИ имени М.М.Громова и улица в подмосковном Жуковском. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...