Николай Якубович Летом 2001 года тысячи посетителей и участников авиационно-космического салона МАКС-2001 стали свидетелями демонстрационных полетов восстановленного самолета периода Великой Отечественной войны истребителя И-15бис. Молодежь с восхищением наблюдала за машиной эпохи Валерия Павловича Чкалова, демонстрировавшей в небе фигуры сложного пилотажа, а убеленные сединой ветераны вспоминали свою в полном смысле слова героическую молодость.

Выкатка самолета МиГ-3

Одним из участников воссоздания реликвии являлось ООО «Русское авиационное общество», сегодня отмечающее свое 15-летие. Это направление в деятельности Общества становится одним из важнейших, поскольку самолеты в стиле «ретро» сегодня пользуются большим спросом у любителей авиастарины во всем мире. Но задача, стоящая перед коллективом «Русавиа», заключается не столько в удовлетворении спроса любителей полетать на старинных машинах, сколько в реставрации и воссоздании из уцелевших останков, казалось бы, безвозвратно утраченных для нашей истории боевых самолетов прошлого.
Первым восстановленным усилиями реставрационного отдела «Русавиа» самолетом стал всемирно известный учебный биплан По-2 конструкции Н.Н. Поликарпова. Ее останки были найдены в Карелии, затем удалось обнаружить необходимую для работы техническую документацию и ремонто-пригодные образцы двигателя М-11. По-2 (до 1944 г. — У-2) можно по праву назвать самолетом-легендой. Он использовался не только для первоначального обучения летчиков, но и для связи с населенными пунктами в отдаленных районах страны и в качестве ночного бомбардировщика в годы Великой Отечественной войны. «Русфанера», как его называли фашисты, наносили точечные удары по противнику, не давая ему передышки ни днем, ни ночью. Выпуск По-2 исчислялся десятками тысяч и завершился в 1950 г., но до наших дней дошли лишь единичные музейные экспонаты.
Создание реставрационной базы ООО «Русавиа» началось в 2002 г. Через год, после двух лет кропотливого труда, восстановленный По-2 поднялся в воздух. По личной просьбе Президента Словакии г-на Шустера этот образец был безвозмездно передан в Технический музей города Кошица. Интерес словаков к «небесному тихоходу» Поликарпова не случаен: в 1944 г. во время антифашистского восстания советские летчики сбрасывали с По-2 словацким партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты.
Второй восстановленный экземпляр По-2 демонстрировался на авиасалоне МАКС-2005. Третий По-2 готовится к летному сезону 2007 года и остается надеяться, что на МАКС-2007 его увидят тысячи посетителей и участников авиационно-космического салона. В 2005 г., рядом с По-2 на выставке в подмосковном Жуковском красовался истребитель времен Великой Отечественной войны МиГ-3 — плод совместных усилий авиареставраторов «Русавиа» и энтузиастов других организаций. Этот самолет пришлось восстанавливать буквально по деталям, используя элементы шести найденных «МиГов».
Особенно трудной была реставрация до летного состояния двигателя истребителя. Его собирали из нескольких, также найденных в местах былых сражений, моторов АМ-35А и АМ-38. Следует отметить, что в этом деле энтузиастам оказали серьезную помощь специалисты 13 НИИ Министерства обороны РФ (бывшего НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники), дислоцирующегося в подмосковных Люберцах.
Пока воссозданные самолеты можно увидеть только во время проведения авиационных выставок и праздников. Но вскоре все желающие смогут лицезреть крылатых «ветеранов» на постоянно действующей выставочной площадке. Для этого «Русавиа» готовит музейную экспозицию, посвященную истории русской и советской авиации. В нее планируется включить воссоздаваемый истребитель «Ньюпор-XVII» времен Первой мировой войны и один из лучших гидросамолетов тех лет М-9, разработанный под руководством Д.П. Григоровича.
Можно надеяться, что благодаря усилиям «Русавиа» россияне смогут воочию убедиться в красоте и возможностях самолетов, принесших мировую славу не только их создателям, но и отечеству.
Развитие производственной деятельности позволило руководству ООО «Русавиа» приступить к осуществлению нескольких новых, имеющих общественное значение проектов. Одним из них стало издание книг.
Издательская деятельность «Русавиа» началась с выпуска в 1998 году монографии Д.А. Соболева «Столетняя история летающего крыла» о развитии самолетов нетрадиционных аэродинамических схем. С тех пор издательский отдел Общества подготовил и опубликовал около двух десятков книг по истории летательных аппаратов. Это работы о самолетах ОКБ Н.А. Туполева, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина, В.М. Мясищева и С.А. Лавочкина из серии «История отечественной авиации», 700-страничная монография «История самолетов мира», двухтомный альбом «История русской авиации в фотографиях», мемуары летчиков и авиаконструкторов.
Особое место среди книг «Русавиа» занимают научные монографии, посвященные таким актуальными вопросам, как флаттер органов управления самолетов и ракет, акустические вибрации тонкостенных конструкций, геополитические и военно-политические аспекты безопасности России. Всего на счету издательского отдела «Русавиа» уже полсотни монографий, а часть из них переведена на английский язык. Среди книг «Русавиа» есть и публикации иностранных авторов.
Книги с логотипом «Русавиа» известны не только Москве, но и в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС. Несколько лет тому назад в Липецке состоялась читательская конференция, на которой были представлены публикации «Русавиа», а в этом году Общество подарило липецким летчикам книгу, посвященную истории 402-го истребительного авиационного полка, сформированного из летчиков-испытателей в 1941 году, и ставшего позднее основой Авиацентра. ООО «Русавиа» — постоянный участник международных выставок МАКС (г. Жуковский), «Гидроавиасалон» (г. Геленджик), «Двигатель» (г. Москва), авиасалона в Бангалоре (Индия).

Редакция журнала «Авиапанорама» поздравляет коллектив ООО «Русское авиационное общество» с 15-летием и желает всем сотрудникам предприятия творческих и производственных успехов

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...