Владимир Карнозов

 

МиГ-35

Прошедшая 7—11 февраля Aero India 2007 укрепила имидж индийского авиасалона как самого быстрорастущего в регионе. Число участников выросло до 500 фирм, общая площадь павильонов — на 40%. Однако за пять дней ее проведения на территории авиабазы ВВС Индии Yalahanka не было подписано ни одного поставочного контракта или, хотя бы, предконтрактного соглашения. И при всем этом чиновники из Дели остались довольны: Aero India 2007 послужила мощной «печкой» для «подогрева» соперничества между ведущими мировыми производителями авиатехники, повышения их заинтересованности в различных правительственных тендерах на поставку вооруженным силам техники и вооружения нового поколения.
Для Дели принципиально важно обеспечить гарантированное участие американских, европейских и российских фирм в новых тендерах, поскольку
принятое в сентябре 2006 г. новое положение об их проведении требует наличия альтернативных предложений. Безальтернативные закупки большой стоимости больше не разрешаются. Кроме того, обновленное законодательство требует наличия офсетных предложений, покрывающих 30% стоимости проекта.

Манящий рынок

Для лидеров крупнейших стран мира поездки в Дели стали делом привычным. В ноябре прошлого года здесь побывал Ху Дзиньтао, в декабре — Джордж Буш, а первый месяц года нынешнего ознаменовался визитом Владимира Путина. В ходе их пребывания были обнародованы проекты новых сделок. Фактически эти объявления «лишили» Aero India 2007 новостей, поскольку все основные сообщения по новым авиационным проектам появились за месяц-два до открытия выставки.
Например, по готовности США спроектировать для Индии специальные варианты серийных моделей самолетов и вертолетов. В частности, речь идет о морском патрульном самолете Boeing P-8I (I означает «India»), тяжелом вертолете CH-47 Chinook, легком Bell 407 и т.д. Кроме того, Вашингтон объявил о готовности провести в Дели презентацию истребителя пятого поколения F-22A Raptor весной 2007г.
Ну а во время визита Путина пришли известия о дополнительном заказе на 40 тяжелых многоцелевых истребителей Су-30МКИ (их построят на иркутском авиационном заводе параллельно с лицензионной сборкой самолетов этого типа на заводе корпорации HAL в Назике). А также покупке еще 80 вертолетов Ми-17-1В. Кроме того, Москва и Дели достигли соглашения по совместному использованию системы ГЛОНАСС и совместному проектированию истребителя пятого поколения как партнеры с одинаковыми правами и производственным вкладом.
Из-за «преждевременного» релиза новостей Aero India не стала хорошей площадкой для «глобальных» СМИ. Однако она предоставила отличную возможность индийским политикам и военным обратиться к многочисленным гостям салона. Их речи внимательно прослушали представители пятисот компаний-участников и члены официальных делегаций из 34 стран мира.

ВВС Индии — 75 лет

Представители многих стран собрались на базе Yelahanka, чтобы принять участие в праздновании «платинового» юбилея ВВС Индии. Основанные в 1932 г., индийские военно-воздушные силы прошли путь от компактной организации из четырех бипланов Westland Wapiti IIA до громадной военной структуры. По численности парка боевых самолетов и вертолетов — около 700 — ВВС Индии занимает четвертое место в мире.
От имени столь могущественной структуры на выставке выступал воздушный маршал S.P. Tyagi, занимающий пост начальника штаба. Он вступил в свою должность за месяц до предыдущей выставки (Aero India 2005) и уже в апреле 2007 г. уступит ее Fali Homi Major. Маршал Tyagi провел ВВС Индии через трудный этап жизни, когда впервые в истории численность самолетомоторного парка снижалась. В прошлом году были списаны последние строевые МиГ-25. А до конца текущего года количество эскадрилий истребительной авиации сократится и будет ниже 30 (при том, что в девяностые годы их насчитывалось 40). Весной этого года индийские летчики навсегда расстаются с истребителями-бомбардировщиками МиГ-23БН и перехватчиками МиГ-23МФ, а также некоторыми ранними моделями МиГ-21.
Несмотря на сокращения, Tyagi сохранял оптимизм, давая многочисленные интервью накануне и во время Aero India 2007. Признавая, что Девятый пятилетний план развития ВС страны содержал незначительные выделения бюджетных средств на модернизацию самолетов строя, он заявлял о росте финансирования в Десятом плане (начался в апреле 2002-го). «Сейчас фокус реально смещается с поддержки численности парка на модернизацию», — сказал он. Первый приоритет — доведение МиГ-21бис до уровня «Bison» (так в Индии нарекли вариант МиГ-21-93И). Эта программа практически завершена, и наступает черед МиГ-27МЛ. Следующий шаг — программа улучшения самолетов Jaguar и Mirage-2000. Эти европейские самолеты будут модернизированы в ходе выполнения Одиннадцатого плана (2007-2012). Одновременно пройдут мероприятия по продлению сроков службы и замене авионики на Ми-8/17, Ил-76/78 и Ан-32.

Счастливчик Tejas

Главным приоритетом для Индии остается развитие национальных авиационных программ. В том числе, легкого истребителя Tejas, создаваемого по программе Light Combat Aircraft (LCA).
Эта машина остается в приоритетах, поскольку ее низкая стоимость и высокая технологичность позволяют осуществлять массовое производство, а это даст возможность восстановить численность эскадрилий истребительной авиации. Программа началась с концептуального исследования в 1983г., первая машина поднялась в воздух в 2001-м. Затраты на НИОКР уже превысили $2 млрд, однако и по сей день Tejas еще не достиг приемлемого уровня готовности. Один из сложных вопросов — характеристики двигателя Kaveri и некоторых бортовых систем местной разработки.
На салоне 2005 г. все три построенных на тот момент прототипа в яркой «национальной» раскраске (белый, оранжевый и зеленый цвета) эффектно пронеслись над публикой строем в виде буквы V. А в 2007г. дебютировал четвертый самолет. Он появился в боевой раскраске ВВС Индии с ракетами на пилонах. Эту машину выкатили из сборочного цеха в середине прошлого года и облетали в декабре. Вместе с третьим по счету Tejas, она задействована на испытаниях бортовых систем, в том числе прицельно-навигационных. Что касается первых двух прототипов, то они завершили программу испытаний по отработке аэродинамики и системы управления полетом. К моменту открытия Aero India 2007 четыре LCA выполнили в общей сложности 580 зачетных полетов в рамках программы испытаний.
На заводах корпорации HAL ведется сборка восьми самолетов предсерийной партии. Они должны быть официально приняты на вооружение до 2012 г. Первые две эскадрильи получат машины с американскими двигателями GE404. ВВС Индии разместило заказ на двадцать LCA с импортными моторами с поставкой в 20092011 гг. и ведет переговоры по следующей партии.

Осторожный Saras

Еще один национальный проект, пользующийся поддержкой ВВС Индии — 15-местный самолет местных авиалиний Saras. Он проектируется государственной компанией National Aerospace Laboratories (NAL), а производство ведет Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Им не удалось подготовить к показу на Aero India второй прототип самолета — во время авиасалона он продолжал наземные испытания на соседней базе близ Бангалора. Эта машина должна подняться в воздух в марте 2007 г. От первого прототипа она отличается заменой двигателей с Pratt&Whitney Canada PT6A66 мощностью по 850 л.с. на PT6A67, форсированный до 1250 л.с.
Поэтому посетителям пришлось довольствоваться летной демонстрацией первого самолета PT1, который дебютировал на Aero India 2005. Между выставками ему удалось выполнить 40 зачетных полетов общей продолжительностью 95 часов. «Обнаруженные недостатки в работе гидравлики и системы выпуска механизации крыла к настоящему моменту устранили», — заявил директор NAL доктор A.R. Upadhya. Вторая машина изначально сделана с учетом доработок первой.
Третий Saras совершит свой первый полет в конце года, сказал наш собеседник. Он отличается сниженным весом конструкции за счет применения цельнокомпозитного крыла, оперения и силовых перегородок фюзеляжа. А также аэродинамикой, улучшенной на основе анализа экспериментальных данных, полученных в ходе испытаний первой машины.
ВВС Индии обнародовали планы по приобретению 35-40 самолетов Saras. Они будут использоваться как учебные и транспортные. Скорее всего, индийские военные летчики станут первыми пользователями Saras в 2009 г., когда самолет получит сертификат типа. В перспективе Saras заменит собранные индусами по лицензии немецкие самолеты Dornier Do-228, которые используются в качестве транспортных и морских патрульных.

Катастрофа Dhruv

И если LCA Tejas и Saras эффектно и без происшествий отлетали показательную программу на Aero India 2007, то две другие модели индийских конструкторов — вертолет Dhruv, созданный по программе Advanced Light Helicopter (AHL), и учебно-тренировочный HJT-36, разработанный по программе Intermediate Jet Trainer (IJT), — постигла злая участь. Один из вертолетов пилотажной группы Sarang разбился непосредственно перед открытием выставки. Его экипаж отрабатывал маневр «ножницы», но не рассчитал высоту вывода и врезался в землю. Летчик-испытатель командир эскадрильи Priye Sharma погиб, а командир воздушного крыла V.Jetley получил тяжелое ранение.
Эта катастрофа только добавила негатива к уже подмоченному имиджу вертолета, омраченного поломками рулевого винта. Но пока никто не собирается сворачивать серийное производство Dhruv. На февраль 2007 г. уже собрали 70 вертолетов. Темп производства должен вырасти до 18 единиц в 2007 г., затем до 24 в 2008-м и до 33 в 2009 г.
На Aero India 2007 был представлен очередной вариант вертолета под названием Light Combat Helicopter (LCH). Решение о запуске его в полномасштабную разработку примут в 2008г. Вниманию посетителей выставки предложили полноразмерный макет LCH. Он унаследовал основные системы у базовой модели, в том числе силовую установку из двух французских двигателей Turbomeca TM333-2C2 Ardiden III мощностью по 1220 л.с.
Тандем-кабина LCH защищена керамическими плитами, выдерживающими попадания пуль калибра 12,7мм. В носовой части установлена турель TLH20 с 20-мм пушкой Nexter M621. На четырех крыльевых пилонах можно подвешивать управляемые и неуправляемые ракеты.

Авария HJT-36

Оба прототипа Intermediate Jet Trainer (окрашенные в красный и оранжевый цвет соответственно) прекрасно отлетали на открытии Aero India 2007.
Неудача подстерегла второй прототип HJT-36 на закате второго дня выставки. На взлете у оранжевого самолета лопнула покрышка. К несчастью, скорость была уже довольно высокая, и экипажу ничего не оставалось, как покинуть раненую «железную птицу», после того как ее снесло с полосы. Хотя пожара удалось избежать, одну из консолей крыла вырвало «с мясом», а нижняя часть фюзеляжа пострадала от скольжения по земле, после того как обломились стойки шасси.
По планам сертификация HJT-36 планировалась на конец этого года, а поступление в строевые части — на конец следующего. На начало выставки
два прототипа выполнили 300 зачетных полетов. Корпорация HAL разворачивает серийное производство машины. Оно начинается с установочной партии из двадцати единиц. Всего же планируется выпуск 250 HJT-36 и 1000 двигателей АЛ-55И к ним (с учетом замены).
Первые два прототипа, включая оранжевого неудачника, оснащены моторами Safran Larzac, а для серийных выбрали более современный АЛ-55И разработки НПО «Сатурн». Двигатели взаимозаменяемы, поскольку имеют одинаковые посадочные узлы. Первый экземпляр АЛ-55И поставили на стенд год назад. В соответствии с контрактными обязательствами, «Сатурн» должен поставить установочную партию моторов корпорации HAL в конце текущего года. С тем расчетом, чтобы первые серийные HJT-36 смогли подняться в небо в середине следующего. Это событие предварит серия тестовых полетов «кривого» самолета МиГ-АТ: в одной из его гондол штатный Larzac уступит место опытному АЛ-55И.

Дебют Ил-38SD

Морской патрульный Ил-38SD прослыл «самым скромным дебютантом» Aero India 2007. Самолет ВМС Индии с бортовым номером IN303 всего один раз показался над полосой авиабазы Yelahanka. Быстро пролетев над ней, он без посадки направился к месту постоянной дислокации в штате Гоа. Его «скромность» и «застенчивость» нашла выражение в том, что IN303 появился в поле зрения посетителей выставки уже после завершения грандиозного воздушного парада в день открытия.
К моменту прилета Ил-38SD большинство VIP персон уже покинули гостевые трибуны. Как бы там ни было, Ил-38SD «отметился» в числе машин, впервые представленных широкой публике в ходе авиационной выставки.
Самолеты с бортовыми номерами IN305 и IN303 прибыли в Индию в прошлом году после проведения модернизации в России. Но пока они еще не приняты заказчиком. Индекс SD указывает на наличие новейшего обзорно-прицельного комплекса Sea Dragon («Морской Дракон») — экспортной версии «Новеллы» с Ил-38H авиации ВМФ России. Она способна обнаруживать морские цели на удалении 320 км и воздушные — на удалении 90 км, и одновременно сопровождать 32 из них.
По соглашению с правительством Индии, Россия проводит модернизацию пяти индийских Ил-38 в вариант SD и поставит еще два из наличия МО РФ. Если качество работ удовлетворит заказчика, нам «светит» дополнительный заказ на восемь самолетов. Но для этого надо выиграть международный тендер, в котором принимают участие Lockheed-Martin с самолетом Orion P-3C и Boeing P-8I. Пока остается неясным, предлагает ли Россия также и модернизированный Ту-142. Машины этого типа находятся на вооружении ВМС Индии, и одна из них приняла участие в воздушном параде на Aero India 2007. Правда, ресурс индийских «тушек» подходит к концу, а решение по его продлению пока не принято. Возможно, новый тендер объявлен, чтобы изучить альтернативу модернизации и продлению жизненного цикла Ту-142.

Истребительный тендер

Самым крупным из объявленных индийским правительством международных тендеров является Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA). Всего Индия планирует закупить 126 самолетов на общую сумму $ 6,5 млрд. К участию в тендере приглашены ФГУП «Рособоронэкспорт» (с предложением по МиГ-35), Boeing (F/A-18E/F Super Hornet Block 2), Lockheed Martin (F-16C/D Flighting Falcon Block 40), Dassault Aviacion (Rafale-D) и Saab (JAS-39C/D Gripen в вариантах исполнения DK и N). Кроме того, пока не приглашенный EADS еще надеется получить официальное обращение на его просьбу об участии с истребителем Eurofighter Typhoon.
Работа тендерного комитета пока свелась к рассылке обращений за информацией (Request for Proposal, RFP) и формальных приглашений потенциальным участникам по получению их информационных пакетов. Уже более двух лет приглашенные фирмы ждут основного документа — RFP, который должен сформулировать конкретные требования к участникам тендера и спецификацию на запрашиваемый самолет. Недавно получивший свое назначение новый министр обороны Индии А.К.Antony пообещал разослать RFP «очень скоро» — в течение весны 2007г. Однако вряд ли стоит ожидать столь серьезного шага до прихода в должность нового начальника штаба ВВС Индии.
Предполагается, что RFP потребует наличия на борту MMRCA радара с активной решеткой и электронным сканированием луча — Active Electronically Scanned Array (AESA). Ожидая такое требование, все приглашенные фирмы заявили о готовности установить такого рода устройства на индийские варианты предлагаемых самолетов. Однако пока только Россия объявила о возможности передачи технологий AESA и организации лицензионного выпуска соответствующим образом скомплектованного радара на индийских предприятиях.
С целью продвижения МиГ-35 на Aero India 2007 приехал президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров. За день до официального открытия выставки (6 февраля) он лично провел презентацию прототипа МиГ-35 и экспериментального МиГ-29ОВТ для индийских СМИ. Таким образом, Aero India 2007 стала дебютной площадкой не только для МиГ-35 и его бортовой радиоэлектронной станции «Жук-АЭ», но и для Алексея Федорова в должности главы национальной Объединенной авиастроительной корпорации.

Прочие тендеры

И по другим объявленным правительством Индии международным тендерам ситуация остается непонятной. Неповоротливая бюрократическая машина пока не отреагировала делом на введение в сентябре 2006г. новых правил проведения такого рода мероприятий.
Это касается и большого тендера на 197 машин в рамках программы Light Observation Helicopter (LOH). Она нацелена на поиск подходящей машины для перевооружения одиннадцати эскадрилий армейской авиации, эксплуатирующих Cheetah/Cheetal (экспортный вариант французского вертолета SA-315B Lama) и Chetak/Chetan (SA-316B Alouette III). Основные претенденты — американский Bell 407 и европейский Eurocopter AS550C3 Fennec. Остается непонятным позиция России, которая имеет в данном классе новейший вертолет «Ансат». По-видимому, когда Индия запрашивала предложения, россияне были слишком заняты внутренними разборками в связи со «слиянием» ведущих вертолетных предприятий в «вертолетный холдинг» Дениса Мантурова.
Пока остаются туманными и требования к перспективному 10-тонному транспортноударному вертолету, что должен прийти на замену Ми-24.
Считается, что здесь в качестве ведущего партнера выберут Россию, а сам вертолет создадут совместно на основе Ми-28Н. А Lockheed Martin и Sikorsky с предложением по MH-60R считаются претендентом «номер 1» на поставку палубных противолодочных вертолетов в тендере Multi-Role Helicopter.
Помимо тендеров, производители винтокрылых машин ожидают прямые закупки их продуктов. В частности, Boeing ждет заказ на CH-47F, который
закроет нишу между Ми-17 и Ми-26. «Камов» рассчитывает на дополнительную партию (не менее десяти единиц) Ка-31 к уже поставленным девяти машинам. Кроме того, Lockheed-Martin ждет контракт на шесть транспортнодесантных самолетов С-130J Hercules, которые нужны силам специального назначения после того, как они расстались с Ан-12.

«Сухой» остаток

Пожалуй, только один производитель остался доволен итогами Aero India 2007 — АХК «Сухой». И министр обороны A.K.Antony, и начальник штаба ВВС Индии маршал S.P. Tyagi в очередной раз подтвердили желание приобрести еще 40 истребителей Су-30МКИ и обменять ранее поставленные 18 Су-30К на 12 более новеньких «МКИ». Причем оба заявили о приоритетности Су-30МКИ над прочими проектами, поскольку дополнительные истребители данного типа очень нужны, чтобы «заткнуть брешь», которая возникнет с выводом из строя МиГ-23БН/МФ.
Кроме прямой закупки, индийское министерство обороны выделяет дополнительные средства на ускорение программы сборки 140 Су-30МКИ из российских комплектов на заводе корпорации HAL в Назике. Последняя машина теперь должна сойти с конвейера не в 2017 г., а в 2014 г. Для этого требуется выйти на максимальный темп в 16 самолетов уже в 2010г. Пока же производство едва успевает за потребностями военных. В марте 2006 г. на вооружение поступило только восемь Су-30МКИ местной сборки. Еще 13 находятся на заключительной стадии и должны быть переданы в части весной текущего года.
Пока производство набирает обороты, индийские военные рассматривают предложения «Сухого» по модернизации Су-30МКИ. Они касаются увеличения дальности БРЛС Н-011М «Барс», нового программного обеспечения с дополнительными алгоритмами и режимами работы прицельного комплекса, обеспечивающими возможности наведения и применения мощных средств поражения. В частности, МО Индии требует обеспечения запуска ракет PJ-10, созданных СП «BrahMos».
Наступила ясность и по машине пятого поколения. Индия выбрала в качестве партнера АХК «Сухой». Об этом было заявлено во время визита Путина. А затем подтверждено на выставке — соответствующее объявление сделал заместитель директора ФГУП «Рособоронэкспорт» — руководитель делегации госкомпании Виктор Комардин. Ранее Индия изучала возможность создания нового истребителя с РСК «МиГ», причем в размерности 20-25 т, тогда как «Сухой» настаивал на 30-35 т.
Изучив состояние дел по программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), индийские специалисты признали, что заложенные в его облик решения полностью соответствуют мировой тенденции развития истребительной авиации. Более того, требования ВВС Индии оказались близки к требованиям ВВС России, что дает возможность очень высокой унификации между индийским и российским вариантом ПАК ФА.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...