Сергей Байнетов


19 мая 1977 г. в соответствии с приказом Министра обороны СССР маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова для организации деятельности по профилактике и расследованию авиационной аварийности военной авиации была сформирована Центральная инспекция безопасности полетов (ЦИБП) Вооруженных Сил СССР. Начальником ЦИБП был назначен авторитетный, прославленный военачальник, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза маршал авиации Иван Иванович Пстыго (см. «Беспощадная война Ивана Пстыго» в №2, 2005 «Авиапанорамы». – Прим. ред.). Из войск отбирались наиболее опытные, принципиальные, грамотные летчики, штурманы, инженеры, политработники и другие специалисты – организаторы летной работы из числа руководящего состава полков, дивизий и армий.
Сложность деятельности коллектива ЦИБП на первом этапе обуславливалась в первую очередь ее новизной, отсутствием научной и нормативно-методической базы расследования и профилактики авиационных происшествий, недостаточностью специальной подготовки личного состава. Поэтому, наряду с основной работой по расследованию и профилактике авиационных происшествий, офицеры и генералы ЦИБП приступили к интенсивной учебе в образовательных и научно исследовательских вузах, учреждениях и на авиационных предприятиях. Одновременно с этим лучшие методисты ЦИБП разрабатывали нормативные документы по обеспечению безопасности полетов военной авиации, по методике организации этой деятельности и ее проверок.
Через год, 19 мая 1978 г., приказом Министра обороны было введено в действие Положение о ЦИБП, где наряду с подчинением, определялись состав (управление анализа и профилактики летных происшествий, управление инспекций по безопасности полетов, группа инспекторов-политработников), главные задачи и права ЦИБП, вопросы взаимодействия с видами ВС СССР. В 1983 г. Центральную инспекцию возглавил маршал авиации П.С. Кирсанов. Приказом Д.Ф. Устинова от 23 марта 1984 г. было введено в действие новое Положение о ЦИБП ВС СССР, в соответствии с которым ЦИБП подчинялась непосредственно Министру обороны СССР. В 1988 году ЦИБП была переименована в Службу безопасности полетов, которую возглавляли: с 1988 по 1994 год – генерал полковник авиации Е.А. Русанов, с 1994 по 2001г. – генерал-полковник А.Ф. Тарасенко, с 2001 по 2005 г. – генерал лейтенант С.Н. Солнцев, с 2005 года по настоящее время – генерал-лейтенант С.Д. Байнетов.
Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и самостоятельным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов. Положение о Службе безопасности полетов утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 801.
Основными задачами Службы безопасности полетов являются:
• проведение мероприятий для осуществления государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов;
• организация и проведение расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, отдельных авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами федеральных органов исполнительной власти и организаций;
• классификация и учет авиационных происшествий и авиационных инцидентов в Российской Федерации, проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по ведению расследований, классификации и учета авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
• выявление опасных факторов, присущих авиационным системам, по результатам контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации и расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
• оперативное информирование руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, Минтранса России, Минпромэнерго России и Межгосударственного авиационного комитета об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах с государственными воздушными судами.
В своей деятельности специалисты Службы безопасности полетов руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Воздушным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Разработанные Службой безопасности полетов нормативные правовые акты, служебные документы и методические пособия в области безопасности полетов являются одними из наиболее совершенных и передовых в мире и позволяют осуществлять эффективную профилактику и достоверное расследование любых авиационных событий.
Большинство наших специалистов обладают уникальным опытом расследования авиационных происшествий и их профилактики. Более 10 лет в наших рядах служат генерал-майор В.А. Холманский, полковники В.А. Андриянов, С.А. Якименко, А.Н. Гусев, В.Н. Дмитриев, полковники в отставке И.Н. Кочуков, А.Д. Тарудько.
В настоящее время Служба безопасности полетов принимает непосредственное участие в разработке проекта федерального закона «О государственном регулировании и контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации». С октября 2006 г. по инициативе и под руководством Службы безопасности полетов проводится активная работа по разработке проекта «Концепции обеспечения безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации». По предложению Службы безопасности полетов Правительством Российской Федерации принято решение о разработке Государственной программы по обеспечению безопасности полетов воздушных судов государственной авиации.
За 30 лет (1977–2007 гг.) нашими специалистами проведено более 460 проверок эффективности организации работы по предотвращению аварийности с оказанием практической помощи авиационным структурам видов и родов войск Вооруженных Сил, а с 2001 г. – МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФТС России и РОСТО (ДОСААФ). За организацию профилактики авиационных происшествий государственных наград удостоены генерал-майор А.Я. Берзан, полковники А.А. Балаба, В.И. Грамолин, В.Р. Энгель. Специалисты Службы безопасности полетов расследуют авиационные происшествия и инциденты с государственными воздушными судами федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также авиационные происшествия и инциденты, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких федеральных органов исполнительной власти и организаций, контролируют организацию расследований и правильность классификации и учета авиационных происшествий и инцидентов.
За эти годы эксперты Службы безопасности полетов (ЦИБП) непосредственно принимали участие в расследовании почти 1700 авиационных происшествий. В ходе расследований специалисты Службы не только устанавливают причины авиационных происшествий, но и выявляют опасные факторы, способствовавшие возникновению особых ситуаций в полете. Так, при расследовании одного из них, происшедшего с самолетом Су-33 на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в сентябре 2005 г., офицерами Службы были вскрыты недостатки в изготовлении и эксплуатации авиационно-технических средств корабля, которые могли привести не только к потере других самолетов, но и массовому травмированию личного состава корабля. При расследовании катастрофы Ту160, происшедшей в сентябре 2003 г., государственной комиссией был вскрыт конструктивный недостаток системы наддува и дренажа топливных баков самолетов этого типа, который мог явиться причиной подобных происшествий в будущем.
За успешно проведенные расследования авиационных происшествий председатель государственной комиссии полковник В.В. Сороченко и председатели подкомиссий: летной – полковник А.И. Гришин, технической – полковник А.И. Приходько – были награждены государственными наградами. Налажено тесное сотрудничество с руководителями федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих в пользовании государственные воздушные суда.
В соответствии с соглашениями, заключенными с Ространснадзором Минтранса России, Межгосударственным авиационным комитетом и Некоммерческим Партнерством «Безопасность полетов», Служба безопасности полетов осуществляет их оперативное и периодическое информирование об авиационных событиях с государственными воздушными судами. Являясь генеральным заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части, касающейся безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации, Служба безопасности полетов взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, научно-исследовательскими организациями, образовательными учреждениями и другими организациями, осуществляющими эксплуатацию, проектирование, производство и испытание воздушных судов, средств управления и обеспечения полетов. Ежегодно под руководством первого заместителя Министра обороны Российской Федерации на базе Службы безопасности полетов проводятся методические сборы по организации профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий с воздушными судами государственной авиации в Российской Федерации с руководящим составом служб безопасности полетов видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, представителями органов безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации и авиации государств-участников СНГ.
Под руководством Службы безопасности полетов организована подготовка специалистов в области безопасности полетов государственной авиации. С 1989 г. на специальных академических курсах повышения квалификации подготовлено более 300 специалистов для органов безопасности полетов авиации Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций. Служба безопасности полетов активно участвует в работе организаций государств-участников СНГ и других международных организаций по вопросам обеспечения безопасности полетов однотипных воздушных судов. Установлено тесное сотрудничество в области безопасности полетов государственных воздушных судов с органами безопасности полетов Молдовы, Армении, Узбекистана, Киргизии, Украины, с которыми заключены межправительственные и межведомственные соглашения. Планируется заключение подобных соглашений с Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном и Индией. Весомый вклад в развитие международного военного сотрудничества по вопросам безопасности полетов вносят генерал майор А.Я. Берзан, подполковник И.Н. Михайлов.
В течение 2005–2006 гг. СБП принимала участие в международных семинарах по безопасности полетов и проводила рабочие встречи по обмену опытом профилактики аварийности и расследования авиационных событий с представителями вооруженных сил Франции, Италии, Индии, Финляндии и Китая. Личный состав Службы безопасности полетов гордится своими Героями Советского Союза маршалом авиации И.И. Пстыго, генералами А.Ф. Коломойцем, В.П. Лакатошем и Героем России полковником Ф.Ф.Прокопенко. Кроме них – героев – в рядах ЦИБП добросовестно служили участники Великой Отечественной войны генерал-лейтенанты авиации М.С. Дворников, А.Г. Машкин, П.И. Рыжов, генерал-майор авиации М.Д. Чушев, полковники К. Истибаев, М.Л. Кондаков, А.В. Куракин, А.А. Хачатуров. В наших рядах проходили службу участники боевых действий в Афганистане генерал-лейтенант С.Н. Солнцев (см. «…Ни одно авиапроисшествие не проходит бесследно…» – Прим. ред.), генерал-майор авиации А.В. Бакушев, полковник В.А. Кадуцкий и др. В сегодняшнем строю продолжают традиции фронтовиков участники боевых действий генерал-майор А.М. Филиппов, полковники В.В. Сороченко, С.А. Якименко, А.Н. Гусев, В.Н. Дмитриев, А.М. Маштаков, В.В. Астахов, А.А. Грязнов, С.В. Власов. Сегодня в рядах Службы безопасности полетов 22 заслуженных военных летчика, штурмана и специалиста. Наиболее высокими показателями в ратном труде встречают нынешний 30летний юбилей Службы полковники А.А. Грязнов, В.Ю. Синицын, В.А. Татулин, Е.Л. Парамонов.
По итогам работы 2006 года лучшими по профессии приказом начальника Службы безопасности полетов определены: лучшим расследователем – полковник А.И. Махонин, лучшим офицером инспектором – подполковник И.Н. Михайлов. Опираясь на богатый опыт и традиции ветеранов, руководствуясь требованиями Президента, Правительства, Министра обороны России, дружный коллектив Службы безопасности полетов полон решимости и в дальнейшем делать все для решения задачи государственной важности – обеспечения безопасности полетов авиации.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...