Павел Мельник «С дружественным визитом в Объединенную Арабскую Республику прибыло подразделение советских самолетов в составе 10-ти бомбардировщиков Ту-16. Во время церемонии встречи на одном из аэродромов Каира советских летчиков тепло приветствовал начальник Генерального штаба вооруженных сил ОАР генералмайор Монейм Риад. За время этого визита советские летчики ознакомятся с военновоздушными силами ОАР, посетят исторические и культурные места. Большое внимание прибытию советских самолетов уделили газеты, радио и телевидение ОАР».

Сообщение ТАСС, 5 декабря 1967 года

Участники визита: Г.И.Квакин и Б.А.Мельник

Идею написания этой статьи мне подсказал мой отец – в прошлом военный летчик с более чем 33летним стажем – непосредственный участник событий, о которых пойдет речь. Разбирая его архив, посвященный визиту в ОАР, я нашел изрядно пожелтевший от времени, но бережно хранимый номер «Красной звезды» (№ 290/13425) от 14 декабря 1967 года. Статья подполковника Л.Чуйко под названием «Звезды над Нилом» (прекрасное название – спасибо коллеге – поменять его я так и не решился), написанная в лучших традициях расцвета брежневской эпохи, хотя и передавала практически в полной мере официальную версию событий, но, тем не менее, оставляла впечатление некоторой недосказанности. Так что же осталось за кадром?
Вернемся на полгода назад. 5 июня 1967 года в 7.45 утра военно-воздушные силы Израиля нанесли удар по египетским аэродромам и другим военным объектам.
В течение почти 3 часов израильские истребители-бомбардировщики волна за волной с десяти минутными перерывами атаковали 19 египетских авиабаз. Было уничтожено свыше 300 боевых египетских самолетов советского производства. Кроме того, были выведены из строя 23 египетские радиолокационные станции, в том числе 16 – на Синае. Уничтожение египетской авиации оставило их войска в Синае без прикрытия с воздуха и без поддержки в ходе последовавшего наступления израильской армии.
О Шестидневной войне написано немало. Наиболее подробное и последовательное описание всех событий и военных операций приведено в книге Р. и У. Черчилль «Шестидневная война».
Пока Совет Безопасности ООН пытался найти решение арабо-израильского конфликта, Советское правительство в ответ на акцию израильтян готовилось оказать помощь Египту. СССР не мог остаться в стороне по ряду причин. Необходимо напомнить, что в Египте полным ходом шло строительство гигантского сооружения – Ассуанской плотины. Работали там советские специалисты, и финансировалось строительство нашей страной. Кроме этого, для укрепления обороноспособности Египта в страну поставлялось отечественное вооружение, а египетские военные проходили соответствующую подготовку в СССР.
Учитывая то, что военным союзником Израиля были США, очевидно, что политическая обстановка была очень сложной. Египет ожидал возможных новых налётов израильской авиации. В данной ситуации военно-политическое руководство СССР приняло мудрое решение – направить в Египет с дружественным визитом эскадрилью тяжелых бомбардировщиков. Присутствие нашей военной делегации должно было не только продемонстрировать позицию СССР, но и послужить гарантом того, что израильтяне вряд ли осмелятся снова напасть на Египет.
Итак, предоставим слово одним из участников визита подполковникам запаса Квакину Геннадию Ивановичу и Мельнику Борису Алексеевичу, тогда еще лейтенантам, помощникам командира корабля…
«Мы летим в Египет. Впереди командир – полковник Шмонов Александр Сергеевич, а за ним три звена по три самолёта – как на параде. Пролетев над странами Европы и Адриатикой, выходим в Средиземное море и берем курс на Каир.
Впереди – береговая черта Африканского континента. На душе тревожно – как встретит чужая земля? Приступили к снижению, подравнялись в строю, ведь с земли на нас уже смотрят…
На предельно малой высоте подлетаем к Каиру, слева и справа мелькают высотные здания города. Увеличив обороты двигателей, с рёвом проносимся над центром Каира, а затем отворачиваем в сторону аэродрома Каир-Вест. Выполняем роспуск и заходим на посадку. На взлётно-посадочной полосе видны свежие пятна асфальта круглой формы, это заделаны воронки от бомб. Слева и справа от полосы лежат искорёженные самолёты. Заруливаем на стоянку, выключаем двигатели. Первый этап нашего визита выполнен – мы в Египте».
По воспоминаниям летчиков, принимали их везде очень хорошо. На улицах Каира люди тепло приветствовали советских пилотов и инженеров, для них были доступны все достопримечательности Египта. Участники делегации побывали в «городе мертвых» в Гизе, спускались внутрь пирамиды Хеопса, осмотрели Ассуанскую плотину, посетили каирский зоопарк, знаменитую мечеть Мухаммеда-Али, военный музей, а также присутствовали на многочисленных приёмах. Жили в гостинице на центральной улице Каира и вечером прогуливались по городу. Впечатлений – масса!
Но, разумеется, основной задачей наших экипажей была демонстрация возможностей авиационной техники. И здесь следует отметить, что полёты в Египте не всегда проходили гладко.
Одним из элементов демонстрации боевого применения было выполнение коврового бомбометания по цели, расположенной в Сахаре, с предельно малой высоты, в плотном боевом порядке, десятью самолётами с вариантами боевой загрузки 10xФАБ-500 или 18xФАБ-250 на каждый самолёт.
В день накануне полетов экипажи на транспортном самолёте ИЛ-18 отправились на экскурсию в Ассуан. В Каир возвращались уже ночью. При заходе на посадку самолёт чуть не врезался в самолёты, расположенные на стоянке, из-за того, что огни ВПП были выключены, а горели только огни рулёжной дорожки. Командир корабля вовремя ушёл в набор высоты и, отказавшись выполнять повторный заход на посадку, доставил экипажи на соседний аэродром «Каир – Международный».
На рассвете следующего дня экипажи взлетели для выполнения задания. Следует отметить, что при бомбометании с малой высоты самолёты-носители могут оказаться в зоне поражения собственных бомб, поэтому на взрывателях устанавливается достаточно большое замедление. Взлёт и сбор боевого порядка прошли без отклонений.
В качестве цели использовалась военная техника, повреждённая во время налётов израильтян, однако, по словам летчиков, они толком не знали, как она выглядит и какую имеет конфигурацию.
«Я находился на ведущем самолёте третьего звена и хорошо видел красоту парадного строя самолётов, несущихся над самой поверхностью Сахары», – вспоминает Г.И.Квакин, – «Зрелище впечатляющее… Самолёты выходят на боевой курс. Нервное напряжение достигает апогея. Сократили интервалы между звеньями и всматриваемся вперёд – где же цель? С малой высоты она появится неожиданно и можно упустить момент сброса бомб. Видим – ведущий самолёт открыл бомболюки. Все последовали его примеру. Цели не видно, но с ведущего самолёта стали падать бомбы. По его примеру сбрасывают бомбы все самолеты первого отряда».
Настала очередь «отработать» второму и третьему отрядам, но вдруг в эфире раздалась команда: «Не бросать!» Спустя несколько мгновений перед самолетами показалась цель, и экипажи выполнили при цельное бомбометание. Бомб второго и третьего отряда вполне хватило для её уничтожения.
Так и осталось невыясненным, что заставило штурмана ведущего самолёта начать бомбить раньше времени: то ли увидел на земле что-то похожее на цель, то ли просто руки дрожали от волнения… Однако в результате этого первый удар был произведён раньше и как раз напротив наблюдательного пункта, где находились представители руководства ОАР. Ударной волной от разрыва 54-х бомб ФАБ-250 наблюдателей просто смело – бомбы легли всего в 2 км от них. По счастливой случайности происшествие обошлось без жертв.
Кроме этого оказалось, что на самолете Квакина Г.И. не сошли пять бомб ФАБ-500 с задней кассеты бомболюка. Причина выяснилась на земле – при подготовке к полёту кто-то просто отключил задние кассеты. Кто это сделал, так и осталось невыясненным.
Приключений было достаточно. Однажды во время выполнения полетов поднялась пыльная буря. До высоты 400 метров – видимость нулевая. Садиться на аэродроме Каир-Вест было невозможно, и экипажи направили на запасной аэродром. С высоты 9000 метров летчики получили возможность хорошо рассмотреть египетскую Сахару. Оказалось, что большая часть её площади покрыта острыми скалами. С высоты были чётко видны русла высохших рек и притоков. Дно рек было ровным, песчаным, а берега имели скалистый рельеф. «Течение» этих безводных рек было направлено в сторону Средиземного моря. Глядя на такой марсианский пейзаж, не давал покоя вопрос: где же здесь аэродром? Под крылом сплошные скалы, топлива всё меньше, и обратной дороги изза пыли нет. Но вот впереди показалась широкая ровная возвышенность. Там и находился аэродром, на котором наши экипажи благополучно приземлились.
Визит подходил к своему завершению. Утром 8 декабря вся группа была принята командующим ВВС генералом Хенауи. Затем советские Ту-16 поднялись в воздух и взяли курс на Родину. До самого моря их сопровождала группа истребителей МиГ-21 египетских ВВС.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...