Сергей Сокол Продолжая серию статей, посвященных авиаремонтным предприятиям России, редакция публикует материал о базовом ремонтном предприятии самолетов Дальней авиации – ОАО «360 авиационный ремонтный завод».

Почти 70-летняя история 360 АРЗ берет начало в Забайкалье, где была сформирована 500-я стационарная мастерская с местом дислокации на станции Укурей Чернышевского района Читинской области.
После передислокации осенью 1958 года в город Рязань, завод становится базовым ремонтным предприятием самолетов Дальней авиации, продлевая жизнь самолетам Ту-16, 3М, М4, Ту-22, самолету ВМ-Т, предназначенному для транспортировки специальных крупногабаритных грузов и многоразового космического корабля «Буран».
С 1985 года завод вступил в режим постоянного освоения ремонта новой авиационной техники, самолетов 3-го поколения: Ту-22М2 и Ту-22М3.
В 1993 году завод допускается к серийному ремонту авиационной техники двойного назначения – военно-транспортных самолетов Ил-76М(МД) и ремонтирует их по настоящее время.
В 1995 году был отремонтирован первый стратегический ракетоносец Ту-95МС. В 1997 году АРЗ приступает к освоению ремонта самолетов-заправщиков Ил-78 и унифицированных подвесных агрегатов заправки УПАЗ и УПАЗ-1, а с 2000 года приступает к их серийному ремонту.
Всего на рязанской земле 360 Авиационным ремонтным заводом произведен ремонт более 900 тяжелых самолетов различных модификаций, из них более 30 – для иностранных заказчиков. При каждом ремонте выполняется большое количество доработок, которые нередко превосходят по технической сложности сам ремонт.
В 2002 году завод получил Сертификат соответствия системы качества по ремонту воздушных судов гражданской авиации – задача освоения ремонта самолетов Ил-76Т (ТД), поставленная перед коллективом завода, была успешно выполнена.
В 2003 году предприятие получило лицензии на ремонт авиационной техники, в том числе двойного назначения, и на ремонт вооружения и военной техники.
В настоящее время предприятие оснащено современным оборудованием, укомплектовано высококвалифицированными специалистами, профессионализм которых позволяет решать любые задачи по ремонту воздушных судов с высоким качеством.
Это дает 360 АРЗ возможность не только выполнять технологические операции, не предусмотренные серийной ремонтной документацией, но и осуществлять в процессе освоения новой авиационной техники поиск прогрессивных технологий ремонта с их последующим внедрением в производство.
Разработано и введено в строй оборудование для ремонта и комплексной настройки многофункциональных прицельно-навигационных и пилотажно-навигационных комплексов, астроинерциальных навигационных систем самолетов. Высокая послеремонтная надежность бортового оборудования обеспечивается проведением климатических и высотных испытаний, а также приработкой. Завод осуществляет модернизацию авиационной техники новыми видами и типами авиационного и радиоэлектронного оборудования.
На предприятии выполняются доработки самолетов Ту-95МС и Ил-78 и устанавливается спутниковый радионавигационный комплекс СРНК-21ДВ, который позволяет расширить возможности самолетов при выполнении таких задач, как дозаправка в воздухе. Освоен ремонт широкой номенклатуры цифровых вычислительных машин.
Сегодня, имея соответствующие Лицензии и Сертификаты, завод выполняет: • ремонт самолетов Ту-22М3, Ту-95МС, Ил-76 всех модификаций, Ил-78(М);
• ремонт унифицированных подвесных агрегатов заправки топливом (УПАЗ и УПАЗ-1);
• техническое обслуживание ремонтируемых самолетов;
• ремонт комплектующих изделий авиационной техники;
• доработку авиационной техники по бюллетеням промышленности;
• локальные виды ремонта авиационной техники;
• обеспечение программ исследования технического состояния воздушных судов для продления межремонтных и назначенных ресурсов;
• покраску самолетов различных типов акриловыми и полиуретановыми эмалями по схеме заказчика;
• изготовление широкого ассортимента резинотехнических изделий;
• поверку средств измерения.
Особое внимание 360 Авиационный ремонтный завод в настоящее время уделяет самолетам гражданской авиации.
Предприятием освоены:
• ремонт самолетов ИЛ-76Т, ИЛ-76ТД гражданской авиации в объеме перечней № 30/76-Р, №151/76-р и ремонт компонентов (комплектующих изделий) по Перечню. В рамках согласованной цены выполняются все ресурсные бюллетени, подлежащие выполнению по срокам и наработке на момент ремонта, и другие бюллетени, перечень которых определяется разработчиком АТ – ОАО «АК им. С.В. Ильюшина»;
• ремонт агрегатов, изделий, блоков и узлов АТ в пределах назначенных ресурсов. Возможна доставка в ремонт и из ремонта автотранспортом 360 АРЗ;
• выполнение комплекса работ по увеличению ресурсов и сроков службы самолетов по программе разработчика;
• оценка технического состояния ВС совместно со специалистами ОАО «АК им. С.В. Ильюшина» и устранение выявленных дефектов с возможностью выезда специалистов 360 АРЗ к эксплуатанту.
Авиационный ремонтный завод имеет Сертификат соответствия № ROCC RU KK01Н00067 системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта России, дающий право на изготовление резиновых технических деталей (РТД), использующихся при ремонте авиационной техники как для нужд своего производства, так и для сторонних заказчиков.
Полностью освоено производство резиновых технических деталей из различных авиационных специальных резин и резин общего назначения:
• из маслобензостойких резин на основе нитрильных каучуков (В-14, В-14-1, НО-68-1, 129-1, ИРП-1078, ИРП-1078А, 3826 и др.);
• из тепло-морозо-маслостойких резин на основе силоксановых и фторсилоксановых каучуков (ИРП-1338, ИРП-1266, ИРП-1265, 51-1434, 51-15701 и др.);
• из резин на основе изопреновых и дивиниловых каучуков (2959, 3311, 3687, 56, 3853);
• из тепло-агрессивостойких резин на основе фторкаучуков (ИРП-1287 и др.);
• из резин на основе метил-стирольного каучука (14К-10,14К-22). Предприятие имеет возможность:
• изготовления различных профилей и трубок методом котловой вулканизации;
• изготовления широкого ассортимента уплотнительных колец, прокладок, манжет, сильфонов, диафрагм;
• резино-тканевых муфт (изготавливаются в Российской Федерации только на 360 АРЗ);
• изготовления резинометаллических изделий;
• восстановления обрезинивания металлической арматуры, клапанов и др. деталей.
Изготовление резиновых деталей производится строго в соответствии с рекомендациями и требованиями ТУ 38.0051.166-98 «Смеси резиновые дли авиатехники» и ТУ 38.1051959-90 «Детали и пластины резиновые для авиационной техники».
Внедрены компьютерные средства прослеживаемости для выполнения требований указанных выше технических условий при изготовлении резиновых технических деталей. Ведется контроль качества изготавливаемых РТД. Постоянно осваивается изготовление новых резиновых технических деталей на основе современных материалов и технологий.
Заводом выполняются и другие виды работ:
• нанесение гальванических покрытий: кадмирование, цинкование, анодирование, хромирование, никелирование деталей;
• фотопечать в гальванике (изготовление трафаретов, надписей на дюрали);
• алмазное выглаживание, все виды токарных, фрезерных, шлифовальных и гравировальных работ, термообработка, изготовление трубопроводов по шаблонам;
• изготовление спецоснастки для производства резинотехнических изделий любой конфигурации.
В целях дальнейшего развития производственных возможностей на заводе расширяется номенклатура деталей, восстанавливаемых методами плазменного напыления и твердого анодирования, перечень деталей и запасных частей, разрешенных для изготовления силами предприятия, а также номенклатура поверяемых средств измерений.
Возможности 360 АРЗ и широкая номенклатура услуг, оказываемых заводом, несомненно, представляют интерес для партнеров как в России, так и за рубежом, и создают реальные возможности для расширения сотрудничества с заинтересованными предприятиями и фирмами.
360 АРЗ практически постоянно находится в режиме освоения ремонта новой авиационной техники. Успешно решает задачи освоения с одновременным выполнением серийного ремонта самолетов, оснащенных сложнейшими комплексами навигационного, радиоэлектронного и другого оборудования.
В качестве основных перспектив развития предприятия, кроме привлечения новых заказчиков (в том числе и иностранных), можно отметить:
• развитие материальной базы завода с внедрением новых технологических процессов;
• дальнейшее повышение качества продукции за счет введения в действие систем управления производством и качеством в соответствии с требованиями ФС ВТ РФ и МАК.
Будущее завода – в безусловном сохранении авиационной направленности основного производства, в совмещении планового ремонта самолетов государственной авиации с ремонтом воздушных судов, эксплуатирующихся частными компаниями и лицами.

ОАО «360 авиационный ремонтный завод» – это одно из немногих авиаремонтных предприятий России, способных не только на серийный ремонт большой номенклатуры типов и модификаций авиационной техники, но и имеющих большой опыт проведения ее глубокой модернизации и выполнения уникальных технологических процессов, которые под силу только мощным самолетостроительным предприятиям.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5,00 из 5, оценило: 1)
Загрузка...