Анатолий Каневский В бою его отличали дерзость и расчет, хладнокровие и отвага. На врага он шел наверняка, только для того, чтобы победить. Иначе Борису Еремину воевать было нельзя. На борту истребителя Як-3, подаренного ему колхозником-патриотом Ферапонтом Головатым, были написаны слова, звучавшие как заклинание – «…на окончательный разгром врага…»

 

Як-3 Бориса Николаевича Еремина.  Второй самолет, подаренный ему Ферапонтом ГоловатымДевятого марта 1942 года в небе над Изюмом, что под Харьковом, завязался беспримерный бой. Семерка «яков» атаковала 25 фашистских самолетов и семь из них сбила. Руководил боем командир эскадрильи капитан Борис Николаевич Еремин.
С первого до последнего дня провел в огненном небе войны отважный пилот. На его боевом счету двадцать три личных воздушных победы.
Борис Николаевич Еремин родился 18 марта 1913 года в городе Саратове. Здесь учился, окончил школу. Работал токарем на заводе. Любовь к самолетам и повлияла на жизненный выбор Бориса. В 1932 году он поступает в Вольское летно-техническое училище. После окончания училища направляется служить на Дальний Восток борттехником самолета ТБ-3.
С лета 1938 года до начала 1939 года Борис Еремин принимал участие в боевых действиях на озере Хасан. Здесь освоил первые навыки пилотирования, начал самостоятельно летать на Р-5.
В конце 1939 года по рапорту был направлен на обучение в Качинскую военную авиационную школу пилотов.
После окончания «Качи» служил в Кировограде в 1602м резервном авиаполку. В январе 1941 года принял командование эскадрильей.
Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года. В конце июня открыл счет личным боевым победам, сбив «Дорнье-17». В первых тяжелых боях был сбит зенитным огнем, ранен. Но спустя месяц Борис Еремин вернулся в боевой строй. После госпиталя его направили в 296 иап (позднее 73 Гвардейский). В ноябре он назначен командиром эскадрильи этого же полка. С летчиками своей эскадрильи он и провел тот самый, вошедший в историю, воздушный бой.
Сам Борис Николаевич так вспоминал этот бой: «Утро было ясное, морозное. Мы шли семеркой. Я – ведущий группы, справа от меня капитан Запрягаев, слева лейтенант Скотной, на увеличенном интервале чуть выше – лейтенант Седов с Лешей Соломатиным, слева, ниже метров на 300, – лейтенант Мартынов с Королем. Подходим к линии фронта. Вдруг справа, почти на одной высоте с нами, вижу шестерку Ме 109 и тут же, несколько ниже, – группу бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87, на одной высоте с ними – еще двенадцать Ме 109. Всего двадцать пять самолетов противника…»
Бой был жестокий, но хитрость и внезапность сделали свое дело. Среди наших потерь не было, но досталось им крепко – пробит радиатор на «Яке» Скотного, у машины Соломатина отбита передняя часть фонаря кабины…
В ноябре 1942 года Б.Еремин принял командование 273 иап, который 21 ноября 1943 года получил почетное наименование 31-го гвардейского иап.
Здесь принял первый дарственный самолет от колхозника-патриота Ферапонта Головатого, на котором успешно провоевал до мая 1944 года. В мае 1944 года на Саратовском авиазаводе сдал Як-1 и принял второй подарок от Ферапонта Головатого – один из лучших истребителей того времени – Як-3. В то время Борис Еремин был уже заместителем командира 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в командование которой вступил в августе 1944 года.
Войну Борис Николаевич закончил в Чехословакии. Последний боевой вылет совершил с аэродрома Подивин. Последнюю личную победу одержал 10 мая 1945 года, сбив в воздушном бою ФВ-190. А всего за годы войны Борис Еремин совершил 342 боевых вылета, провел более 60 воздушных боев. Сбил 23 самолета противника – 8 лично и 15 в группе.
После окончания второй мировой войны Борис Николаевич Еремин с авиацией не расстался. Был начальником Качинского училища летчиков. Освоил реактивный МиГ-15. В 1947-1950 годах проходил службу старшим советником по авиации в Народной Республике Болгарии. Командовал с 1959 года авиацией Северо-Кавказского военного округа, воздушной армией в Северной группе войск. Более десяти лет возглавлял Службу безопасности полетов ВВС. За свои боевые заслуги был достоин высочайшей награды Родины, но лишь 5 мая 1990 года Указом Президента СССР Борису Николаевичу Еремину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Истребитель Як-3, на котором воевал Борис Николаевич Еремин, тот самый, подаренный Ф.Головатым, сохранился. Долгое время находился в Центральном Доме Авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе, затем перекочевал в музей ОКБ имени А.С.Яковлева. Это единственный сохранившийся у нас в стране «живой» экземпляр истребителя Як-3. По имеющимся у автора данным, самолет решением представителей ОКБ им.Яковлева был направлен, якобы для временной экспозиции, в США. Некоторое время истребитель находился в составе экспонатов авиамузея города Санта-Моника. Затем «перекочевал» в Детройт. Возвращение его на Родину проблематично. Б.Н.Еремин узнал об этом случайно, будучи гостем музея Санта-Моники. О передаче самолета в Америку ни он, ни родственники Ферапонта Головатого ничего не знали. Увидим ли мы эту живую реликвию славы русского оружия? Хотелось бы, чтобы те, кто отправил самолет Як-3 за пределы России, дали ответ на этот вопрос!
Сам Борис Николаевич Еремин был активным сторонником возвращения его истребителя в Россию. К сожалению, 4 апреля 2005 года прославленного летчика не стало. Память о нем живет в сердцах соотечественников. Есть продолжатели борьбы за возвращение самолета на Родину. Пожелаем им успеха в этом непростом, но очень благородном деле!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...