Валерий Антошин

Евгений Кондратюк

В январе 2007 года истребитель пятого поколения F-35 Lightning II компании «Локхид-Мартин» совершил второй успешный испытательный полет. Летные испытания опытных образцов самолета будут продолжаться еще несколько лет. Однако уже сейчас партнеры США по НАТО выразили согласие участвовать в разработке данного самолета с целью его приобретения. В общей сложности ВМС и корпус морской пехоты США планируют приобрести 680 истребителей пятого поколения. ВВС США намерены закупить 1763 F-35 для замены самолетов F-16 и А-10. Около тысячи самолетов могут быть закуплены союзниками США по НАТО, а также такими странами как Австралия, Израиль, Япония и др.

Многоцелевой истребитель F-35

Несколько лет назад МО США приступило к очередному этапу модернизации авиационной техники, где средний возраст некоторых истребителей превышает 20 лет. Это связано в том числе с пересмотром роли палубной авиации в будущей войне, где ей отводится важная роль в нанесении мощных и массированных ударов по наземным целям в глубине территории противника совместно с самолетами ВВС США. Практическая реализация новых взглядов США на ведение войны с применением авиации наглядно продемонстрирована в последние годы в вооруженных конфликтах в Персидском заливе и на Балканах. Важная роль в нанесении таких ударов в 21 веке по замыслу руководства МО США будет отводиться семейству многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 «Раптор» и F-35 Lightning II, которыми в дальнейшем предполагается заменить все состоящие на вооружении тактические самолеты.
Новые истребители пятого поколения должны обладать малой заметностью за счет использования технологии «стелс», сверхзвуковой крейсерской скоростью полета, большим радиусом действия, мощным вооружением во внутрифюзеляжных отсеках для поражения как наземных, так и воздушных целей и соответствующим бортовым оборудованием. При этом самолеты должны оставаться практически неуязвимыми для средств ПВО противника. Совокупность таких характеристик должна обеспечить новым истребителям способность контролировать воздушное пространство в несколько раз более эффективно, чем истребители четвертого поколения.
Разработка самолета F-35 (одна из модификаций которого F-35С предназначена для палубной авиации) ведется с 2003 г. в рамках программы JSF (Joint Strike Fighter), головным разработчиком программы назначена фирма «Локхид-Мартин».
Предусматривается создание самолета в трех вариантах: F-35A – для ВВС, F-35B – с коротким взлетом и вертикальной посадкой для КМП, а также F-35C – палубный для авиации ВМС. Самолет F-35С должен заменить F/A-18С и наряду с истребителями F/A-18E,F стать основным самолетом палубной авиации ВМС США.
К 2010 г. количество ударных самолетов в типовом авиакрыле палубной авиации США должно составить 44 самолета (24 самолета F/А-18E,F «Супер Хорнет» и 20 самолетов F/А-18С). Замену самолетов F/A-18C на F-35C предполагается провести после 2010 года. С поступлением на вооружение самолетов F235С в палубной авиации ВМС впервые появятся самолеты с использованием технологии «стелс».
Из всех предъявляемых к истребителю 5 поколения требований самолет F-35C не будет иметь лишь сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, ограничиваясь таковой только на форсаже. Это связано с тем, что его главная задача – подавление наземных средств ПВО в первые дни конфликта (практически это та задача, которую при нанесении ударов по наземным целям в Ираке выполняли самолеты F-117). Во второй волне для уничтожения целей, ПВО которых уже подавлена, должны действовать самолеты F/А218E,F. Пока же, до принятия на вооружение самолета F-35С, истребители-бомбардировщики F/А-18E,F «Супер Хорнет», которые не обладают малой заметностью, будут продолжать использоваться либо для нанесения ударов во втором эшелоне, либо в зоне ПВО, но только под прикрытием самолетов РЭБ.
После принятия на вооружение самолетов F-35C типовое авиакрыло палубной авиации США к 2020 году будет состоять из 20 самолетов F-35С; 12 самолетов F/А-18F «Супер Хорнет» и 12 самолетов F/А-18E «Супер Хорнет».
Основу силовой установки всех трех модификаций самолета составит турбореактивный двухконтурный двигатель F135, создаваемый на базе двигателя F119 фирмы «Пратт-Уитни» для истребителя F-22А. После 2010 г. разработчики самолета планируют дополнительно обеспечить возможность установки на самолеты F-35 двигателей F136 совместной разработки фирм «Дженерал Электрик» и «Роллс-Ройс». Взаимозаменяемость двигателей F135 и F136 предусмотрена контрактом разработки самолета.
В ходе реализации программы на самолете F235 планируется установить многофункциональный комплекс радиотехнических систем AN/APG-81, ключевым элементом которого является носовая активная фазированная антенная решетка (АФАР).
Новая станция, работающая в диапазоне 6–18 ГГц, имеет более высокие характеристики по определению объектов и целей. В зависимости от выбранного режима работы РЛС планируется изменять и еe рабочую частоту: более низкая частота будет использоваться в режиме синтезирования апертуры, а более высокая – для поиска воздушных целей на большой дальности. РЛС с АФАР типа AN/APG-81 способна осуществлять:

    • работу РЛС в режимах обнаружения и сопровождения воздушных целей и наземных объектов;
    • определение местоположения наземных РЛС в пассивном режиме;
    • передачу сигналов коррекции на УР AIM2120 AMRAAM класса «воздух-воздух» во время полета к цели;
    • обнаружение наземных движущихся объектов, в том числе низкоскоростных;
    • получение изображения сверхвысокого разрешения (до 0,3–0,9 м), что позволит осуществлять выдачу команд целеуказания на УАБ GBU-31 и -32 JDAM и кассеты AGM 154 JSOW;
    • выполнение функций линии обмена данными с другими самолетами, находящимися в воздухе.

Дальность обнаружения и сопровождения воздушных целей новой РЛС составляет не менее 170 км, одновременно она способна сопровождать до 20 воздушных целей. В соответствии с техническими требованиями к разработке РЛС, масса антенны не должна превышать 90 кг. Выполнение последнего условия является большой проблемой, пути решения которой в настоящее время не определены.
Также предусмотрена возможность дальнейшего усовершенствования РЛС AN/APG-81. В частности, планируется разработать режим работы, при котором предусмотрено автоматическое создание файлов в бортовой ЭВМ на все обнаруженные воздушные цели с описанием параметров их движения. Эти цели классифицируются и последовательно распределяются в памяти бортовой ЭВМ. В соответствии с заложенной программой, файлы извлекаются компьютером в определенные моменты времени для выбора типа бортового вооружения для поражения объектов и целей.
Новая высокопроизводительная бортовая ЭВМ осуществляет обработку сигналов, поступающих с различных датчиков подсистем РЭО, а также управление средствами противодействия, выработку команд на применение оружия или средств радиоэлектронного подавления. Одновременно она будет решать задачи функциональной интеграции БРЭО.
Необходимо отметить, что в отличие от других самолетов, оснащенных отдельными цветными многофункциональными дисплеями, в кабине самолета F-35 имеется только один индикатор, но с панорамным экраном размером 20х51 см, занимающим всю ширину приборной панели.
Экран может быть разделен на «окна» по аналогии с персональной ЭВМ. Положение и формат представления информации в «окнах» устанавливаются по усмотрению летчика. Программное обеспечение позволяет наглядно отображать на дисплее тактическую обстановку, дающую полное представление о ситуации на поле боя и в воздухе, что может существенно уменьшить нагрузку на пилота и сократить время на принятие решения.
Кроме того, в кабине самолета F-35 в отличие от других тактических истребителей на лобовом стекле отсутствует дисплей, замененный нашлемной системой. Нашлемная система позволяет летчику выбирать объекты и цели, а также выдавать команды целеуказания ракетам класса «воздух–воздух» при повороте головы в направлении на цель, находящуюся в зоне «видимости» РЛС, без использования ручного управления. При этом пилот может применять оружие, не изменяя направления полета самолета.

(Окончание следует)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...