Георгий Скопец В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации, в которых термин «многофункциональность» является ключевым. При этом отношение к многофункциональности, как к новому боевому (потребительскому) свойству тактических самолетов, существенно отличается. По духу публикаций на эту тему прослеживается неоднозначное отношение к полезности этого свойства и целесообразности его реализации. Причем негативное отношение исходит не только от разработчиков, для которых обеспечение многофункциональности порождает дополнительные проблемы, но и от военных.

Принято считать, что основных причин, обусловивших данное направление, две. Во-первых, чрезвычайно усложнились условия решения ударных задач вследствие повышения защищенности объектов действий и условий их поражения (мобильность, маскировка, противодействие ПВО, РЭП). Это потребовало усложнения ударных самолетов. Аналогичная картина наблюдается и в истребительной авиации. Следствием этого стало увеличение стоимости боевых самолетов до величины, при которой потребности в решении боевых задач специализированными истребителями и ударными самолетами вошли в противоречие с финансово-экономическими возможностями государства, производящего (покупающего) боевые самолеты.
При уровне ассигнований, которые могут быть выделены на развитие системы боевых средств, стало невозможным формирование авиационных группировок (АГ), включающих специализированные самолеты только для поражения воздушных целей или наземных объектов. Существенное повышение потребных затрат на обеспечение военной безопасности страны при оснащении АГ специализированными самолетами можно рассматривать как основной мотив совершенствования боевой авиации в направлении придания им свойства многофункциональности.
Вторым фактором, обусловившим развитие боевых самолетов в направлении многофункциональности, явилось появление технической возможности оснащения их радиоэлектронными комплексами, позволяющими решать как истребительные так и ударные задачи без переоборудования самолета. Уже в процессе разработки и модернизации современных истребителей стало реальностью воплощение идеи многофункциональности. Научно-технический прогресс в различных отраслях обеспечил создание многофункциональных БРЛС, позволил выйти на новый уровень автоматизации процесса применения средств поражения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», что, в свою очередь, существенно упростило процесс решения «несвойственных» задач и облегчило подготовку летчиков.
Таким образом, совершенствование боевых самолетов в направлении обеспечения им возможности поражения как воздушных целей так и наземных объектов привело к появлению на вооружении АК, обладающих новым свойством, которое было названо многофункциональностью. Степень его реализации на каждом конкретном АК различна и определяется рядом факторов, связанных со спецификой его применения. Для более четкого представления существа вопроса рассмотрим физический смысл свойства многофункциональности.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...