Сергей Вальченко В конце 2007 года в России была создана государственная корпорация «Российские нанотехнологии». О начальном этапе ее деятельности и ближайших планах «Авиапанораме» рассказывает генеральный директор корпорации «Роснанотех» Леонид Меламед.

nano

  — Леонид Борисович, насколько важны нанотехнологии? Как оценивается мировой рынок нанопродукции и какое место на нем занимает Россия?

— По оценке экспертов, объем мирового рынка нанопродукции в 2007 году составил порядка $700 млрд. Авторитетные исследователи прогнозируют, что к 2014 году объем этого рынка составит от $1,2 трлн до $2,9 трлн.

Россия сегодня находится в числе тех стран, которые проявляют максимальную активность на этом поле. Лидерами, которые обладают наибольшими весом и силой, здесь являются США, Япония, Германия, Южная Корея. Россия возглавляет клуб стран, которые рвутся к лидерству. Вместе с Австралией, Великобританией, Китаем и Францией.

Предстоит проделать значительную работу, чтобы догнать лидирующие страны. Но по той активности, которую проявляют сегодня государственные органы, мы видим, что это вполне возможно. Так, порядка 200 млрд рублей в ближайшие пять лет будет выделено через различного рода федеральные целевые программы, через Российскую академию наук на проведение исследований, включая фундаментальные и прикладные, а также на развитие инфраструктуры наноиндустрии.

    — Одна из областей активного применения нанотехнологий – авиация и космонавтика. Какие здесь перспективы?

— Тут следовало бы сказать о том, что название «нанотехнологии» не совсем точно отражает то, с чем мы имеем дело. Скорее, нанотехнологии – это универсальный метод для получения широкого класса технологий. Те же исследователи рынков считают, что к 2014 году примерно 17% всех товаров, выпускаемых на земле, будут произведены с использованием нанотехнологий.

Этот метод, построенный на базе манипулирования отдельными атомами и молекулами, позволяет создавать макрообъекты с совершенно уникальными свойствами, качества которых улучшены не просто на единицы процентов, а в разы. Уже есть масса такой продукции, выпущенной не только в промышленных образцах, но и находящейся в широком производстве.

Поэтому мы вправе ожидать, и эти ожидания подкрепляются опытно-промышленными образцами, появления очень большого количества конструкционных материалов, сделанных с помощью нанотехнологий и обладающих уникальными качествами. Применительно ко всему, что летает, это, прежде всего, вопрос снижения веса. И такие материалы уже известны. На том же «Боинге» используется до 40 % композитов, значительная часть которых является продуктом нанотехнологий. Это количество будет увеличиваться.

В России тоже есть подобные примеры. Так, получены материалы в два раза прочнее стали и в четыре раза легче. Такого рода применений достаточно много, чтобы с оптимизмом смотреть на перспективы улучшения летных качеств авиационно-космических изделий.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...