Владимир Ригмант Именно на этот бурный период развития авиации пришлось становление будущего Главного конструктора самого мощного в мире современного стратегического авиационного комплекса Ту-160. Оно происходило в стенах ОКБ А.Н.Туполева, куда Валентин Иванович Близнюк был направлен в 1952-м, за год до окончания Московского авиационного института.

Ту-160 Валентин Близнюк

Проектные работы по Ту-160 начались на рубеже 1960–1970 гг., к середине 1970-х, после проработки большого числа вариантов сложился его окончательный облик – стратегического многорежимного самолета с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Валентин Иванович активно участвовал во всех предварительных работах по проектированию этого самолета. В 1975 г. его назначают Главным конструктором, руководителем работ по Ту-160 и, одновременно, заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» – А.А. Туполева.
На плечи Валентина Ивановича легло руководство разработкой технического проекта Ту-160, а также обеспечение координации работы нескольких сотен отечественных предприятий и организаций, привлеченных к созданию этого уникального комплекса, работ по постройке опытных и серийных образцов, его испытаниям и доводкам, освоению в строю и поддержанию эффективной и безопасной эксплуатации самолета и комплекса. Под его руководством проводились сложнейшие работы по оптимизации аэродинамической схемы самолета и его силовой установки с четырьмя многорежимными двухконтурными трехкаскадными ТРДФ НК-32 и с многорежимными подкрыльевыми воздухозаборниками с вертикальным клином в аэродинамических трубах и на специальных стендах, на летающих лабораториях и опытных образцах Ту-160. Впервые Ту-160 поднялся в воздух 18 декабря 1981 г. После выполнения большого объема испытаний в 1987 г. комплекс поступил на опытную эксплуатацию в ВВС. С началом эксплуатации комплекса Ту-160 работы по его развитию не прекратились. Под руководством Валентина Ивановича было проработано несколько модификационных и модернизационных программ. Например: вариант Ту-160 с новыми более экономичными двигателями, вариант с новым составом ударного вооружения, вариант дальнего перехватчика, вариант под составную авиационно-космическую систему для вывода на околоземные орбиты искусственных спутников Земли.
В настоящее время под руководством Главного конструктора В.И. Близнюка в рамках Гособоронзаказа ведутся опытно-конструкторские работы по дооснащению комплекса Ту-160 новыми авиационными средствами поражения, поддержанию боеготовности строевых самолетов и комплекса в целом, по модернизации радиоэлектронного оборудования самолета.
В декабре 2005-го Ту-160 был принят на вооружение ВВС. В настоящее время он рассматривается как многоцелевой ударный комплекс, в основе которого лежит многорежимный ракетоносец-бомбардировщик, способный решать большой круг задач в интересах обороноспособности страны на различных ТВД, в широком диапазоне скоростей и высот полета, независимо от ме-теоусловий и времени суток, с использованием ракетного и бомбового вооружения, как в обычном, так и в специальном снаряжении. Комплекс воплотил в себе огромный опыт и новейшие достижения нашей авиационной промышленности и является эффективным средством вооруженной борьбы в руках российской дальней авиации. В ходе создания Ту-160 в отечественной авиационной промышленности была осуществлена очередная научно-техническая, технологическая и производственная революции, обеспечившие создание уникальной серийной производственной базы тяжелого самолетостроения. В этом огромная заслуга ОКБ и Главного конструктора самолета.
Большой вклад Валентин Ивановича Близнюка по достоинству оценен Отечеством – он лауреат Государственной премии СССР, «Почетный авиастроитель», награжден орденами Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета», многими медалями. Его имя несет на своем борту строевой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...