Анатолий Квочур

Я возвращался с задания по облету радиотехнических средств. Ходили далеко, в район Шантарских островов, почти 400 километров на север. В этом же полете, учитывая его продолжительность, проверялась работа системы выработки топлива. Подвешивались четыре топливных бака. Такие полеты относились к разряду периодических испытаний. Все прошло нормально. А в предыдущем испытательном полете на этой машине было замечание к работе автопилота в режиме приведения к горизонту. Причину инженеры нашли, и замечание было устранено. Поэтому в этом полете требовалось проверить работу автопилота.
Я вошел в 3-ю зону над Амуром. Облачность, нижний край примерно 250 метров. До аэродрома около 30 километров. Сделал горку для проверки режима приведения к горизонту и после выхода из горки обнаружил, что РУД с положения «малый газ» сдвинуть не могу. Прилагаю усилия, ощущаю упругое сопротивление, какая-то сдвижка идет, но настолько несущественная, что роста оборотов двигателя практически не происходит. Ввод в горку и выход из нее выполнялся «лицом к аэродрому», поэтому быстро развернулся в сторону дальнего привода. Понимаю, что над дальним проходить нужно с превышением, он располагался в 6 километрах от аэродрома на сопке за Амуром. То есть идти под облака не могу, высоты для нормального захода с отказавшим двигателем явно не хватит — облачность все-таки низкая.
При нехватке высоты уйти на второй круг возможности не будет — двигатель на малом газе «сидит» твердо. Прошел с запасом высоты дальний привод, по приборам выполнил доворот на ближний. Подо мной облака, аэродром не вижу. На дальний привод я выходил, находясь под 90° к посадочной полосе. Очень четко сработал персонал системы посадки. Прекрасно оценили ситуацию, вовремя подсказали, когда довернуть, — бывшие летчики все. Ну и я там работал, не сидел сложа руки… Короче говоря, не доходя ближнего привода, на расстоянии 3 километров от полосы я был уже в ее створе, практически на посадочном курсе. Только «нырнул» под облака, и вот он — аэродром, пора выравнивать. В общем, сел нормально. Перед касанием РУД убрал до упора назад. Коснулся бетона, выпустил тормозной парашют. А сам понимаю, что нужно как-то сохранить скорость движения, чтобы успеть съехать с полосы и прорулить как можно дальше. Сбросил на всякий случай тормозной… Трогаю РУД, а он нормально перемещается, двигатель выходит на обороты. Зарулил без проблем.
Причину искали три дня. Перетряхнули весь самолет. Оказалось, в насосе-регуляторе двигателя, в канал перемещения дозировочной иглы, попала песчинка. Иглу при перемещении РУДа вперед и заклинило. Потом, когда перед касанием я сдвинул РУД назад и при касании и выпуске тормозного парашюта самолет встряхнуло, песчинка, освободившись, выпала из канала. Насос заменили. Но пока искали причину, кое у кого успело возникнуть мнение, что все это я инсценировал, чтобы «себя проявить». Причину нашли, и разговоры эти оказались беспочвенными.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...