Евгений Матвеев

Из анализа вертолетных сил и средств, участвующих в различных конфликтах, можно выделить три основных момента. Первый — неизменное наращивание численности и налета вертолетов в ходе конфликта. Индокитай: 1965 г. — 428 вертолетов, 1967 г. — 2000, 1968 г. — 4200. Афганистан/1: начало 1980 года — 100, 1981 г. — 200, 1989 г. — 300. Если в первом случае группировка увеличилась на порядок (простые, дешевые вертолеты), то во втором — в три раза. Одновременно увеличивается налет. После завершения фазы активных боевых действий в Ираке последние три года налет прирастает по 20% (2005 г. — 240 тысяч часов, 2006 г. — 334, 2007 г. — около 400), а в целом с февраля 2002 года превысил 2 млн часов. В Афгане/2 налет, по сравнению с начальным этапом, вырос в 2,5 раза и уже превысил 240 тыс. часов. Интересно, что рост налета прямо пропорционален увеличению расходов на войну. Это естественно, что средства вкладываются в наиболее востребованную транспортную платформу. Второй — повышение доли вертолетов по сравнению с другими средствами поражения и транспортирования. Если во времена «холодной войны» на один вертолет приходилось 8-11 танков, 15-22 БМП, то уже в Чечне/1 это соотношение изменилось: 1 вертолет/1 танк и 2,5 БМП (или 6, с учетом БТР), один вертолет на 150 военнослужащих. Третий — существенное смещение «центра тяжести» в группировке от боевых к военно-транспортным машинам. На этапе формирования группировки Чечня/1: 47 боевых/43 транспортных, в ходе работы — 52 боевых/74 транспортных (усиление за счет МВД, МЧС и Пограничной службы). В бюджете на 2009 г. для АА США включено финансирование на закупку 198 вертолетов, из них только 60 боевых, в том числе легких ARH-70A — 28, тяжелых AH-64 «Апач» — 32 (модернизированных), остальные 138 многоцелевые/транспортные, в том числе легких UH-72A — 36, средних UH-60M/HH-60M «Блэк Хоук» — 63 и тяжелых CH-47F «Чинук» — 39 (23 — модернизированных и 16 — новых). Соотношение боевых и транспортных 1: 2,3.
Еще совсем недавно (во времена «холодной» войны) распределение летного ресурса (количества вертолето-вылетов (в/в) и налета по задачам) планировалось следующим образом: огневые задачи — 45-50%; разведывательные — 10-15%; транспортные — 20-25% и специальные задачи — 20-25%, однако практика военных конфликтов изменила приоритеты (см. таблицу).
Если авиационная поддержка осталась на уровне 16-20% (Афганистан/1) и 17,2-22,6% (Чечня/1), то перевозка войск и грузов выросла с 17-19% до 33,3-39,4%, а вместе с ПСО и эвакуацией, которые тоже увеличилась с 9-11% до 14,1-23,8%, превысила 60%! Все это убедительно свидетельствует о смене вектора: от огневых задач в сторону транспортных, с одновременным повышением значения ПСО и эвакуации раненых. К сожалению, существенная доля летного ресурса расходуется на вспомогательные задачи: 12-15% (Афганистан/1) против 5,1-9,9% (Чечня/1), что свидетельствует о несовершенстве организации летно-технической эксплуатации и системы подготовки, в том числе и отсутствии дешевых, легких машин и тренажеров для восстановления навыков.
В целом, возрастание «цены» человеческой жизни привело к необходимости резкого усиления транспортной составляющей. В Афганистане такой мощный военный блок, как НАТО, столкнулся с проблемой нехватки военно-транспортных вертолетов. Не на чем перевозить войска и грузы. Для расширения возможностей потребовалось резко увеличить интенсивность использования техники. По сравнению с мирным временем интенсивность использования вертолетов в военных конфликтах возросла многократно, например, интенсивность использования основного транспортного вертолета коалиционных войск СН-47 «Чинук» выросла в 5 раз! Однако прирост интенсивности в ходе боевых действий незначительный (на уровне 50-60 часов в месяц). К сожалению, даже внедрение новых технологий не позволило выйти на теоретически возможную производительность системы.
Интенсивность работы вертолетов определяется большой совокупностью причин (совершенством авиатехники, мобилизацией личного состава), но главным сдерживающим фактором остается низкое эксплуатационное совершенство. В конечном итоге вертолетчики выполняли поставленные задачи, но какой ценой?! Чтобы получить необходимый результат, люди работали круглосуточно. Несмотря на высокую интенсивность применения, неблагоприятные природно-климатические и плохие бытовые условия, высокие температуры, запыленность, резкое увеличение трудоемкости работ по ТО и Р, в течение длительного времени поддерживался высокий уровень исправности техники: Афган/1 — 92-95%, Чечня/2 — 75-100%, Афган/2 — не ниже 70%. В Индокитае выполнено 24 млн вертолето-вылетов, в том числе 18 млн боевых, налет составил 9 млн часов! (эскадрилья из 10 вертолетов непрерывно, в течение 10 лет, висела в воздухе). В Чечне за период с 1.12.1994 по 18.05.1995 года выполнено 12 280 вылетов, перевезено 14 тыс. тонн грузов, эвакуировано 7,5 тысяч раненых (половина исходной группировки) и перевезено 63 тыс. военнослужащих (четыре исходных группировки)!
Естественно, что с увеличением использования вертолетов и ростом эффективности усиливалось противодействие. Вертолет превратился в заманчивую мишень. По мере роста использования вертолетов выросло огневое противодействие.
Однако если в Афганистане это было дуэльное противостояние, то сегодня вертолетам стреляют, как правило, «в спину». По таблице видно, как повреждения в Афгане, где ракурсы обстрела вне зависимости от типа вертолета составляли 53-57% /43-47% (спереди/сзади), постепенно смещаются назад

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...