Сергей Филипенков Схему первого проекта межпланетного полета мы обсуждаем с первым начальником отдела авиационной и космической медицины Николаем Николаевичем Тимофеевым.

(Продолжение, начало в №4, 2008)

– Николай Николаевич, каким образом планировали провести межпланетную экспедицию?
– … первая советская пилотируемая межпланетная экспедиция планировалась к Марсу, и мы были намерены обогнать американцев именно в марсианской гонке, а первая пилотируемая программа по облету Луны появилась на три года позднее, чем в США. Чем руководствовался Сергей Павлович Королев, когда выдавал нам задание по медицинскому обеспечению безопасности такого полета, остается только гадать. Может быть, ему хотелось получить ответ на волнующий уже несколько поколений землян вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?». Может, соображения приоритета в освоении Луны и планет Солнечной системы были тому причиной. Это теперь уже не столь важно. Интересен сам проект. Проектантами из отдела №9 ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») предполагалось, что будет выполнен 2–3-летний полет с целью высадки на Марс и облета на обратном пути Венеры на 75-тонном корабле сначала в автоматическом режиме, а затем и в пилотируемом варианте. Прежде чем осуществить марсианскую экспедицию, должен был состояться испытательный полет корабля, во время которого предполагалось облететь Марс и исследовать его с пролетной траектории.
Масса облегченного беспилотного и тяжелого пилотируемого кораблей существенным образом различались, что зависело от количества членов экипажа и их потребностей в виде запасов кислорода, воды, продуктов питания. На беспилотном летательном аппарате предполагалось отработать двигательные установки, систему ориентации и средства дальней космической связи, что и было позднее реализовано в полетах советских межпланетных станций по программам «Марс» и «Венера». На более тяжелом «ТМК» предполагалось создание кабины экипажа и отсека биологической СОЖ с растениями и замкнутым циклом обмена веществ, который должен был обеспечить воспроизводство кислорода, воды и продовольствия для экипажа. Кроме того, «ТМК» дополнительно имел специальное убежище (составлявшее приборный отсек) для противорадиационной защиты экипажа от солнечных вспышек и галактического космического излучения и шлюзовой отсек для выходов из корабля с целью его сборки и ремонта. Предполагалось собрать на орбите искусственного спутника Земли межпланетный экспедиционный комплекс из разгонных блоков, «ТМК», взлетно-посадочного аппарата и тормозного устройства – солнечного концентратора. После сборки на монтажной орбите у Земли и проверки всех систем на борту комплекса в герметическом отсеке длиной 12 м и диаметром 6 м оставался бы минимальный экипаж из двух – трех человек…

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...