Валерий Антошин
Павел Мельник
кандидат технических наук
Несмотря на то, что внимание мирового военного авиационного сообщества по-прежнему приковано главным образом к новым истребителям 5-го поколения, американские и западноевропейские компании продолжают продавать самолеты 4-го поколения, благо на них пока есть и в ближайшей перспективе будут покупатели. Сверхдороговизна, остановка производства и ограничения на экспорт F-22A, а также туманные перспективы F-35 лишь способствуют поддержанию спроса. Самыми заметными американскими игроками на рынке истребителей 4-го поколения остаются самолеты F-15, F-16 и F-18, но их время неизбежно подходит к концу. Количество заказов на эти самолеты постепенно сокращается, и у фирм-производителей в будущем остается надежда только на модернизацию ранее поставленной техники.

g4
F-16 «Файтинг Фалкон»
Программа истребителя F-16 фирмы «Локхид Мартин» по праву может считаться одной из самых успешных американских программ, несмотря на то что этот самолет, по данным ВВС США, имеет самый высокий уровень аварийности среди американских самолетов (см. «Авиапанораму» № 1, 2-2009). Эта фирма стала настоящим рекордсменом по продажам самолетов (более 4500 единиц с 1970-х годов прошлого столетия от первых модификаций F-16A/С до последних F-16Е/F/Блок 60). Секрет ее успеха заключается в удачно разработанной стратегии менеджмента, обеспечившей программу непрерывной поэтапной модернизации самолета с расширением выполняемых задач по желанию заказчика. При этом каждому потребителю обеспечивается система ремонта и обслуживания, поставка тренажеров, обучение летчиков и т.д. Самолеты самой последней и самой современной модификации F-16Е/F/Блок 60 поставлялись с 2004 года по договору с ОАЭ.
Нравы, царящие на рынке вооружений, далеки от джентльменских. Один лишь пример: фирма «Локхид Мартин» умудрилась заключить неплохую сделку по продаже партии вездесущих истребителей F-16 в Марокко. При этом маркетинговая служба компании проявила завидную расторопность и гибкость, мгновенно оценив ситуацию на африканском сегменте рынка. Дело в том, что в 2007 году французская компания «Дассо» вела переговоры с представителями Марокко, на кону стояли 18 самолетов «Рафаль». Французы слегка замешкались, а маркетологи «Локхид» подсуетились и ловко предложили марокканцам 24 самолета F-16 почти по той же цене, которую французы просили за 18 «Рафалей». В итоге и марроканцы, и американцы остались счастливы, а вот французам пришлось несладко: прозевали такую крупную сделку!
Этот заказ позволит американской компании «Локхид» продержаться на рынке еще несколько лет, поскольку время самолетов F-16 уже уходит, выполнение двух предыдущих контрактов для Израиля и ОАЭ завершается, а на горизонте – эра истребителей 5-го поколения F-35. Правда, остается слабая надежда на возможные продажи в страны Восточной Европы и на участие в тендере на поставку истребителей для Индии. А пока только выпуск небольшой партии из 30 самолетов F-16 в Турции в период 2010–2012 гг., и то по лицензии. Всего же компания «Локхид Мартин», производящая этот самолет с 1970-х годов прошлого столетия, сумела продать его более чем 20 странам.
В любом случае компания «Локхид Мартин» в течение еще 10–15 и более лет будет иметь гарантированную возможность модернизировать произведенное ею громадное количество самолетов F-16 по всему миру, а линия по производству самолетов будет закрыта, как ожидается, лишь к 2016 году.

Полностью материал публикуется в бумажной версии журнала

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...