Владимир Попов

Самолет Air France А-330, на борту которого находилось 228 человек, пропал над Атлантическим океаном 1 июня 2009 года, и только 6 июня были обнаружены первые его фрагменты и несколько тел погибших, а поисково-спасательные работы продолжались до конца июня. По сообщению РИА Новости от 9 июня, разбившийся аэробус можно было бы обнаружить сразу с помощью разработанной в России системы ДАНКО, испытанной еще десять лет назад, но до сих пор не внедренной в практику обеспечения безопасности полетов. Символично, что ее название повторяет имя литературного героя рассказа-легенды Максима Горького.

Автор многоцелевой системы сбора и передачи ДАНных через КОсмос И.М. Айнбиндер долгие годы работал в московском НИИ радиосвязи. В свое время активно участвовал в разработке и создании аварийных радиомаяков для международной спутниковой поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ. Тогда она задумывалась и создавалась главным образом для обеспечения безопасности мореходства, но затем пришлась «по вкусу» и авиаторам. В 1995 г. Айнбиндер собрал группу ученых и талантливых инженеров, которые в инициативном порядке разрабатывали систему ДАНКО, для решения широкого круга проблем. Так случилось, что в декабре 1995 г. под Хабаровском разбился авиалайнер Ту-154, унесший более 100 жизней. Его искали тогда почти три недели.
А длительные поиски, как известно, не повышают шанс на спасение тех, кто выжил в авиакатастрофе из числа членов экипажа и пассажиров. Статистика неумолимо говорит о том, что из каждых 100 потерпевших бедствие авиапассажиров 35–45 могут пострадать в результате удара воздушного судна о поверхность приземления или приводнения, из них 20–25 пострадавших будут иметь серьезные ранения, при этом по истечении первых суток из тяжело травмированных могут остаться в живых только 4–5 человек. Вообще в авиационном происшествии, в зависимости от складывающейся обстановки, могут получить ранения различной степени тяжести более 60% личного состава. При этом после первых суток пребывания их в трудных аварийных условиях только 15–20% из раненых еще остаются в живых, если им не оказана первая доврачебная и профессиональная помощь, а вероятность обнаружить живыми тех, кто получил травмы, через трое суток без оказания им помощи извне – совсем мала. Эти данные еще раз подтверждают вывод о том, что безопасности полетов необходимо уделять должное внимание, а поисково-спасательному обеспечению – особенно, так как от оперативного обнаружения потерпевших бедствие зависит их шанс на жизнь.
В мировой практике использования воздушного транспорта за последние четверть века зафиксировано около 50 крупных авиационных катастроф, произошедших по тем или иным причинам. При этом в каждом из подобных случаев, погибало одновременно по 100 и более человек из числа членов экипажа, пассажиров и пострадавших на земле от падения ВС и его обломков. Некоторые из них представлены в таблице 1.
Анализируя подобным образом безопасность на транспорте, разработчики системы ДАНКО предложили реализовать свой проект по «мгновенному обнаружению места авиакатастроф» в российской авиационной транспортной системе. Провели ряд согласований, прошли через десятки чиновничьих кабинетов разного уровня и на первоначальном этапе даже получили одобрение Правительства РФ. В 1997 г. им было выделено из бюджета на проведение эксперимента, создание необходимого нового оборудования и приборов $600 тыс. Этого хватило и на проведение значительной части летных испытаний, которые выполнялись специалистами ЛИИ им. М.М. Громова. Казалось бы, все шло к тому, чтобы проект функционально вписался в качестве подсистемы в комплексную структуру обеспечения безопасности полетов…

Продолжение следует

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...