Анатолий Квочур (Продолжение, начало в № 1-2006)

Такая ситуация попросту заставляла вникать досконально во все тонкости процесса дозаправки, и в этом смысле отсутствие «спарок» где-то даже можно оценить положительно. Вынужденный метод собственных «проб и ошибок» приносил прочно закрепившийся опыт и ускорял «взросление» молодого летчика-испытателя. Каждый полет приносил новые знания, которые помогали на основе обобщения полученного результата делать выводы и совершенствовать на практике методику выполнения процесса дозаправки.
Очень важным фактором оказалась приемистость двигателей. Она влияет на правильность подбора скорости сближения с топливоподающим устройством, конусом.
На современных самолетах летчик или экипаж имеет возможность регулировать ее оперативно в течение самого процесса сближения с достаточно высокой степенью точности. Приемистость современных двигателей настолько хорошая, а тяговооруженность современного самолета-истребителя настолько высокая, что при малейшем перемещении РУДа получаешь прирост или сброс тяги на тонны практически без запаздывания. А во времена МиГ-25 это было практически невозможно… Приемистость на первых Р-15 составляла примерно 20 секунд. Позже ее существенно уменьшили, но все равно это было очень большое время, что требовало исключительно четких действий РУДами на всех этапах – от начала процесса сближения до контактирования и уравнивания скоростей. Добавляешь обороты, казалось бы до нужного значения, и пока они растут, нарастает и тяга, увеличивается скорость… К концу процесса тебе вроде бы уже и «притормозиться» нужно, а все продолжает увеличиваться. В такой ситуации последствия могли быть самые неблагоприятные. Поэтому летчик дозаправляемого самолета должен был очень тщательно соблюдать разработанные методики выполнения маневра сближения: занять исходное положение, убедиться в том, что скорости уравнялись и только после этого начинать дозированно, понемногу добавлять тягу, чтобы начать сближение. На каком-то этапе сближения выбрать момент, когда нужно снизить тягу, чтобы «зафиксировать» скорость сближения. Выполнить контакт с этой скоростью. После чего дозированным движением РУДами стабилизировать свое положение относительно танкера. Это было самым сложным, потому что, если перебрал с движением РУДа назад, то при такой приемистости самолет твой начнет отставать. Можешь расцепиться, а потом долго будешь догонять…

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...