Алексей Лашков
кандидат исторических наук
Оценка летных происшествий в руководящих документах Наркомата обороны СССР второй половины 1930-х гг.

(Продолжение, начало в № 6-2007)

Авария У-2По мнению ГВС РККА, «эти тяжелые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий», стали прямым результатом «преступного нарушения специальных приказов, положений, летных наставлений и инструкций и недопустимого ослабления воинской дисциплины в частях Военно-Воздушных Сил и расхлябанности, к сожалению, даже среди лучших летчиков, не исключая и некоторых Героев Советского Союза».
В ходе организации поиска и спасания экипажа самолета «Родина» (В.Гризодубова, П.Осипенко, М.Раскова), совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток (6450 км), произошло воздушное столкновение (4 октября) двух поисковых самолетов ПС-84 (Ли-2) и ТБ-3. В результате погибли 15 человек, в их числе командующий воздушными силами 2-й Отдельной Краснознаменной армии Дальневосточного фронта комдив Я.В.Сорокин и главный штурман НИИ ВВС комбриг А.М.Бряндинский, не имевших, как потом выяснилось, официального разрешения лично участвовать в поисковой работе.
31 марта 1939 г. заместитель командующего ВВС Белорусского особого военного округа полковник А.А.Губенко, игнорируя категорический запрет со стороны командующего войсками округа (командарма 2-го ранга М.П.Ковалева), совершил взлет на истребителе И-16 с последующим выполнением фигур высшего пилотажа на «недопустимо низкой высоте», приведшей к катастрофе. Примечательно, что накануне своего трагического полета Губенко провел совещание с подчиненными командирами авиабригад по вопросам аварийности в воздушных силах, где «указывал на недисциплинированность как главную причину всех несчастий в авиации».
Утром 11 мая того же года в очередной авиационной катастрофе погибли сразу два народных любимца – Герои Советского Союза начальник летной инспекции ВВС комбриг А.К.Серов и инспектор по технике пилотирования Московского военного округа майор П.Д.Осипенко. Причиной катастрофы самолета УТИ-4 стала недостаточно «продуманная и подготовленная» организация тренировки по слепым полетам на сборах для инспекторов по технике пилотирования. Имело место нарушение летчиками установленной высоты полета почти в два раза. Созданная для расследования катастрофы комиссия признала «преступное нарушение элементарных правил полетов, обязательных для каждого летчика».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...