Задача – содействовать безопасности полетов

22 декабря 2009 г. состоялось годовое собрание правления Некоммерческого партнерства «Безопасность полетов». На нем, в частности, было отмечено следующее. В отчетном периоде партнерство продолжало свою деятельность по всемерному содействию повышению безопасности полетов всех видов авиации, независимо от ее принадлежности и форм собственности. Особое внимание уделялось вопросам:

  • подготовки к внедрению в организациях и на предприятиях гражданской авиации систем управления безопасностью полетов в соответствии с требованиями приложений 6, 8, 11 к Чикагской конвенции и Руководства ИКАО по управлению безопасностью полетов;
  • применения в практике работы регулирующих органов и предприятий гражданской авиации положений Глобальной дорожной карты (см. «Авиапанорама» №6-2008) как руководства по реализации требований Глобального плана ИКАО по повышению безопасности полетов международной гражданской авиации.

С этой целью, как сообщил в отчетном докладе Вице-президент НП «Безопасность полетов» Р.Л. Аптуков (А.А. Волков в октябре 2009 г. был освобожден от должности Президента НП «Безопасность полетов» в связи с избранием на пост руководителя администрации Звездного городка), силами партнерства и при его участии проведены семинар (апрель 2009 г.), саммит в Межгосударственном авиационном комитете (май), а также конференция «Безопасность авиатранспортного комплекса» (декабрь).
Среди этих мероприятий необходимо особо отметить 3-й международный семинар-совещание, посвященный внедрению в России «Глобальной дорожной карты безопасности полетов». Одновременно с ним, 14–15 апреля, состоялись церемония вручения наград НП «Безопасность полетов», а также юбилейные торжества в связи с 20-летием организации (см. «Авиапанорама» № 2-2009). Осуществляя одну из своих основных задач – пропаганду и содействие внедрению отечественного и зарубежного передового опыта в области безопасности полетов – НП «Безопасность полетов» проводило анализ материалов расследования авиационных происшествий и инцидентов. В течение года члены Партнерства получили 22 выпуска информации по безопасности полетов в России и странах СНГ, которые включали в себя: около 1100 сообщений об авиационных инцидентах; материалы расследований 18 авиационных происшествий; материалы расследований около 70 авиационных инцидентов. Информация готовилась в содружестве и на базе данных Ространснадзора, Межгосударственного авиационного комитета, Службы безопасности полетов авиации ВС РФ, авиации ГК ВВ МВД России, ФГУП «Авиапромсервис».
Кроме того, ежемесячно рассылался «Индикатор безопасности полетов мировой авиации», подготовленный ООО «КАА «Безопасность Полетов». Разослано 17 новостных материалов по тематике безопасности полетов.
Например, в связи с большим количеством инцидентов, связанных с предпосылками к разгерметизации в полете (растрескивание остекления, отказы систем кондиционирования и проблемы с наддувом в кабине и салоне), проанализированы статистические данные этих случаев за период 2008 – ноябрь 2009 гг. по типам воздушных судов.
Всего с января 2008 по ноябрь 2009 г. зарегистрировано 182 инцидента. Причем в 27 случаях отмечено нарушение герметичности салона воздушного судна, в 79 случаях имели место отказы систем наддува, а 76 случаев связаны с растрескиванием стекол пилотской кабины.
Наибольшее количество инцидентов по этим причинам приходится на воздушные суда зарубежной постройки (В-737 – 61 случай, А-320 – 18 случаев, А-319 – 13 случаев). В целом на воздушные суда зарубежной постройки приходится 116 инцидентов из 182, то есть 64 процента.
Учитывая высокий уровень инцидентов подобного типа, Партнерством переведен на русский язык и разослан членам Партнерства материал, подготовленный Евроконтролем, под названием «Гипоксия (кислородное голодание)», дополненный примерами из практики работы российских авиакомпаний (Новости Партнерства № 10-09 от 7 сентября 2009 г.).
В связи с повторяющимися инцидентами, связанными со столкновением воздушных судов с птицами, проанализированы статистические данные этих случаев за период 2008 – ноябрь 2009 гг. Всего за этот период зарегистрировано 76 случаев столкновения с птицами (37 – в 2008 г. и 39 – в 2009 г.). Наибольшее количество столкновений отмечено в весенние, летние и осенние месяцы. При этом на взлете произошло 31 столкновение, при посадке – 18, в полете – 27. В том числе в двух случаях экипажи вынуждены были прерывать взлет, и дважды при посадке уходить на 2-й круг по команде диспетчера. По аэропортам инциденты, связанные со столкновениями с птицами, распределились следующим образом (на взлете/при посадке): Шереметьево – 6/3; Внуково — 2/2; Пулково – 2/2; Краснодар (Пашковская) – 1/2; Екатеринбург (Кольцово) – 2/0; Грозный – 0/2; Южно-Сахалинск (Хомутово) – 0/2; Пермь (Большое Савино) – 1/1; Волгоград (Гумрак), Астрахань, Кемерово, Сургут, Омск (Центральный), Новокузнецк, Тюмень, Иркутск, Казань, Челябинск, Калининград по – 1/0; Домодедово, Хабаровск (Новый), Кызыл, Новосибирск (Толмачево) – по 0/1. 7 столкновений российских ВС с птицами (все на взлете) произошли в аэропортах иностранных государств.
За 50 лет (1959–2009 гг.), по статистике Всемирного фонда безопасности полетов (США), в мире произошло 50 авиационных происшествий по причине столкновения ВС с птицами (15 катастроф и 35 аварий). За последние 10 лет произошло 2 катастрофы и 11 аварий, в том числе 1 катастрофа в РФ (29 июля 2007 г., авиакомпания «Атран»). В связи с этим Партнерством переведен на русский язык и разослан членам Партнерства материал, подготовленный Евроконтролем, под названием «Столкновение с птицами: Контрольный перечень», дополненный примерами из практики работы российских авиакомпаний (Новости Партнерства № 14-09 от 14 октября 2009 г.).
Особо тревожная ситуация с безопасностью полетов складывается в авиации общего назначения. За период с января 2007 по август 2009 г. с воздушными судами АОН произошло 40 авиационных происшествий (17 аварий и 23 катастрофы). Для сравнения, за этот же период в гражданской авиации произошло: на регулярных перевозках – 4 АП (2 катастрофы и 2 аварии); на нерегулярных перевозках, включая вертолеты, – 24 АП (11 катастроф и 13 аварий).
И это при выполнении АОН эпизодических, разовых полетов и количестве эксплуатируемой авиационной техники в десятки раз меньше, чем в ГА. Количество зарегистрированных авиационных инцидентов в АОН за рассматриваемый период – на уровне количества АП. Тогда как в гражданской авиации в течение года регистрируется около 1000 авиационных инцидентов. Основные этапы полета, когда произошли авиационные происшествия и инциденты: столкновение с землей (препятствием) – 17 авиационных происшествий и 12 инцидентов.
Результаты расследований показали, что в 80 % случаев причиной авиационных происшествий стала недисциплинированность летного состава.
В выступлениях членов правления и приглашенных представителей Министерства транспорта РФ прозвучала озабоченность состоянием подготовки Федеральных авиационных правил по авиации общего назначения и уровнем подготовки пилотов АОН. Так, нет летно-методической работы, отсутствует медицинский контроль, в Росавиации нет специалистов по АОН. Была высказана необходимость совместными усилиями (Росавиация, Партнерство, РАОПА, ФЛА и др. организации) выработать шаги по улучшению состояния с безопасностью полетов АОН.
В результате голосования членов правления были приняты решения признать итоги работы Партнерства в 2009 году удовлетворительными и одобрить с учетом замечаний основные направления деятельности Партнерства на 2010 год. Среди других решений собрания необходимо отметить прием в коллективные члены НП «Безопасность полетов» ФГУ Государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Для справки: На сегодняшний день в АОН зарегистрировано немногим более 300 ВС, из них находится в эксплуатации около 200. В гражданской авиации (без АОН) зарегистрировано и находится в эксплуатации более 5500 и 2500 соответственно.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...