Александр Крутилин,
начальник ФГУ «13 ГНИИ Минобороны России», кандидат технических наук, доцент 

Владимир Коковин,
научный сотрудник ФГУ «13 ГНИИ Минобороны России», кандидат технических наук, с.н.с. В последнее время в авиации большое внимание уделяется использованию информационных (ИПИ) технологий управления стоимостью эксплуатации авиационной техники (АТ). Одним из направлений практического внедрения ИПИ-технологий является разработка и внедрение системы информационно-диагностических средств (системы ИДС) обеспечения обслуживания авиационной техники с использованием метода интегрированной логистической поддержки (ИЛП) жизненного цикла (ЖЦ) наукоемких изделий. («Эксплуатация самолета будущего должна начинаться сегодня». «Авиапанорама», №5-2008). Некоторые аспекты внедрения элементов ИЛП для решения задачи снижения стоимости жизненного цикла изделий авиационной техники рассмотрены в статье «Эксплуатировать авиатехнику по средствам – значит идти в ногу с прогрессом» («Авиапанорама», №1-2010).

Метод интегрированной логистической поддержки применительно к авиационной технике военного назначения сформулирован в разработанной в ФГУ «13 ГНИИ Минобороны России» и утвержденной ГК ВВС «Концепции разработки, внедрения и развития информационной поддержки  жизненного цикла изделий авиационной техники Военно-воздушных сил Российской Федерации».

В соответствии с данной концепцией, основными направлениями  внедрения метода интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделий АТ на этапе их эксплуатации являются:

формирование и использование базы данных (БД) о техническом состоянии изделия;
использование электронной технической документации на изделие;
автоматизация планирования технического обслуживания (ТО) изделия;
использование данных о результатах эксплуатации для совершенствования эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ) эксплуатируемых и перспективных изделий авиационной техники;

Формирование базы данных о техническом состоянии изделия является отправной точкой для решения логистических задач эксплуатации АТ. Для решения этих задач целесообразно формировать БД в виде «электронных формуляров» изделий АТ. «Электронный формуляр», являясь составной частью программного и информационного обеспечения системы ИДС, значительно расширяет функции «бумажного» формуляра», поскольку становится индивидуальной базой данных для решения задач обслуживания конкретного объекта АТ начиная с приемо-сдаточных испытаний изделия до его отправки в ремонт.

На всех этапах ЖЦ изделия «электронный формуляр» заполняется автоматически или оператором с помощью программного обеспечения ИДС. При этом ведется учет:

выработки ресурса изделия;
параметров технического состояния изделия, контролируемых в процессе эксплуатации;
выполнения регламентных работ, бюллетеней или указаний главного инженера эксплуатирующей организации;
результатов поиска и устранения неисправностей.

Ведение «электронного формуляра» на протяжении ЖЦ изделия позволит:

• концентрировать и передавать данные от различных источников диагностической информации и результатов ее обработки в единую БД с классификацией по типам изделий АТ;

• обеспечить доступ всех категорий эксплуатантов, инженерно-технического состава и административного персонала к БД для решения различных задач по обслуживанию АТ;

• на основе обработки индивидуальных БД проводить углубленную диагностику и прогнозирование технического состояния изделия («Диагностика настоящего и будущего: индивидуальный подход». «Авиапанорама», № 4-2007).

Данные задачи могут решаться с использованием системы ИДС обеспечения обслуживания различных видов систем и оборудования. В перспективе, в связи с интеграцией задач обеспечения обслуживания различных видов систем и оборудования в одном информационно-диагностическом средстве, возможен переход на индивидуальные ИДС самолета (вертолета), которые станут по существу автоматизированными рабочими местами техника самолета (вертолета) («Для самолета в целом, для самолета индивидуально». «Авиапанорама», № 3-2009).

Другим важным направлением  внедрения метода интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделий АТ является интеграция в систему ИДС интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).

ИЭТР в системе информационно-диагностических средств должны решать следующие задачи:

информационно-справочное обеспечение действий технического состава при обслуживании АТ;

экспертная поддержка процессов принятия решений по результатам контроля технического состояния;

обучение и тестирование знаний обслуживающего персонала.

Одним из представителей интерактивных электронных технических руководств  является ИЭТР «Двигатель АЛ-31Ф», поставляемый ФГУП «ММПП «Салют» и интегрированный в ИДС «АРМ ДК-30(СД)  серия М» производства ОАО «Концерн КЭМЗ» (см. рис.).  ИЭТР «Двигатель АЛ-31Ф» в составе программного обеспечения ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М» прошел государственные испытания и рекомендован для использования в строевых частях ВВС РФ.

Автоматизация планирования технического обслуживания изделий авиационной техники включает в себя:

1) комплексную оценку технического состояния парка эксплуатируемых изделий АТ;

2) определение объема и сроков профилактических и ремонтных работ с учетом:

• текущего технического состояния изделия,

• имеющихся материально-технических ресурсов (склад, заявки на ЗИП);

• численности и уровня квалификации (результаты тестирования);

• технических рекомендаций от предприятий разработчиков и производителей изделий АТ, а также руководящих и научно-исследовательских организаций ВВС;

3) автоматизацию заявок на поставку запасных частей и технической документации.

Важным элементом в реализации метода ИЛП в информационной поддержке  жизненного цикла изделий авиационной техники является обеспечение обратной связи между эксплуатирующими организациями и организациями ВВС, связанных с организацией и сопровождением эксплуатации АТ, а также предприятиями промышленности.

В число задач обеспечения такой обратной связи входят:

• статистический анализ результатов эксплуатации (стоимость обслуживания, трудозатраты, темпы выработки ресурса при применении и обслуживании, работа на земле в воздухе и т.п.);

• опыт эксплуатантов по поиску и устранению неисправностей (результаты поиска и устранения неисправностей, дерево поиска, фото/видео материалы о поломках и разрушениях, а также способах их устранения);

• опыт применения изделий с учетом реальных условий их эксплуатации;

• сбор и передача от эксплуатанта данных о результатах эксплуатационного контроля и материально-техническом обеспечении эксплуатации.
Перечисленные данные должны периодически стекаться в информационно-диагностический центр логистической поддержки эксплуатации авиационной техники. Работы по формированию такого центра в настоящее время проводятся в ФГУ «13 ГНИИ Минобороны» в рамках научно-методического сопровождения разработки и внедрения ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М», в котором реализованы основные положения концепции информационной поддержки жизненного цикла авиационных двигателей типа АЛ-31Ф и АЛ-41Ф.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...