Анатолий Квочур,
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР
Вместе с заслуженным штурманом-испытателем СССР Геннадием Григорьевичем Ирейкиным (через несколько лет он был удостоен звания Героя России) мы вылетели в полдень и приземлились после полуночи. Все системы самолета работали безупречно, и мы были полностью готовы к выполнению перелета через Северный полюс по маршруту, близкому к маршруту экипажа В.П. Чкалова, протяженностью примерно 9200 км. Это практически столько же, сколько преодолел Чкаловский экипаж. Сразу после приземления я позвонил советнику вице-президента Руцкого В.В. Перфильеву и доложил о нашей полной готовности. В ответ он мне сообщил, что президентом принято решение лететь вдоль берега на самолетах пилотажной группы ВВС «Русские витязи». А мне лично поручили принять участие в перелете, в процессе которого поделиться с военными летчиками профессиональным опытом, а также, потренировавшись на промежуточных аэродромах на одном из их самолетов, быть готовым выполнить показательные полеты на авиашоу в Ванкувере, приуроченному к юбилею перелета.

Считал тогда и считаю сейчас такое решение нелогичным. Пройдя по маршруту экипажа Валерия Чкалова над Северным полюсом с дозаправками в воздухе и приземлившись через минимально возможное время на территории США, мы могли продемонстрировать мировой авиационной общественности наш существенно возросший технологический уровень. Показать потенциал нашей боевой авиации. Сделать великолепную рекламу нашей технике. А полет через сушу ничего особенного из себя не представлял. Почему приняли такое решение – отставить наш перелет – точно не знаю. Вроде бы вице-президент А. В. Руцкой поддерживал, и президенту Ельцину, насколько мне известно, докладывали, и с его стороны отказа не прозвучало…

Могу только предполагать.

…Первоначально в нашем предложении шла речь о выполнении перелета в составе двух самолетов Су-30 в сопровождении самолета-заправщика Ил-78. Отработали и представили соответствующую схему. По ней мы должны были взлететь в Подмосковье и идти на север. Танкер должен взлетать из Североморска, чем значительно сокращал свой путь. В расчетной точке на подходе к полюсу предполагалась первая дозаправка. Далее мы должны следовать через Северный полюс группой из трех самолетов, что в значительной степени повышало безопасность перелета. Затем еще две дозаправки. Танкер, заправив нас, приземляется на Аляске. А мы оставшиеся 3000 километров с хорошим запасом топлива преодолеваем и приземляемся в расчетной точке. Однако позже мы предложили реализовать перелет одним самолетом Су-30, и всю подготовку вели исходя из того, что вторая машина к нужному времени поступить к нам не успевала.

Были и неудачи в процессе подготовки. В одном из первых полетов на дозаправку мы «поймали» хлыст. Головку нашей дозаправочной штанги мгновенно оторвало. Технических неисправностей в системе Су-30 не нашли. Не обнаружилось и неправильных действий в этом полете с нашей стороны. Предположили, что ошибку допустил оператор дозаправки Ил-78, случайно поставив шланг на «тормоз» сразу после выпуска и исключив, таким образом, автоматику подтягивания шланга при движении Су-30 вперед. И как только я состыковался, почти сразу образовалась петля. Пошла по шлангу волна, образовался «хлыст», обладающий огромной силой, на втором качке сработало специально установленное для подобных случаев разрывное звено, и головка улетела… Систему дозаправки на своем Су-30 мы практически сразу же восстановили, привинтив запасную головку. Еще не раз слетали, в том числе ночью и длительно. С Геннадием Ирейкиным, о чем уже говорил выше.

Информация об этом происшествии не могла не дойти до тех, кто отслеживал подготовку к перелету. Видимо тогда и зародилось сомнение в успешности его реализации. А тут еще переход от двух самолетов Су-30 к одному. Возможно, и в этом руководство усмотрело слабость нашего плана. Может, и не без основания. Все же два – это всегда лучше, чем один… Но наш с Геннадием Григорьевичем полет был подтверждением того, что все готово с нашей стороны.

И все же решение было принято не в пользу перелета.

Откровенно говоря, было жаль. Все это мы затевали не для себя. Речь шла о том, чтобы таким образом выразить отношение новой России к делу, осуществленному нашими великими соотечественниками. Успокаивало одно – мы свое дело сделали в полной мере. Готовность к перелету подтвердили со всех сторон.

В качестве небольшого отступления скажу, что делегация от нашей страны полетела. На новом пассажирском лайнере Ил-96. В 1992 году этот самолет еще находился в стадии испытаний, но был уже на таком этапе, когда по специальному решению разрешалось перевозить пассажиров. Собралась приличная по количеству и составу делегация. К сожалению, они заблудились после пролета полюса и еле долетели. У Ил-96 было топлива на 15 часов полета, что помогло избежать неприятных последствий. До Ванкувера наша делегация с первого раза не долетела…

Но это другая, чисто организационная сторона. Подробнее ее касаться нет желания.

В советское время в качестве гостей в Ванкувере были, по-моему, две наши делегации. Сын великого летчика Игорь Валерьевич Чкалов летал туда в качестве почетного гостя. Колоритный был такой мужик,.. Летал туда и один из членов экипажа Валерия Чкалова Георгий Филиппович Байдуков. Великий человек. Но всё же, полет простой гостевой делегации ничего особенного не представлял. На мой взгляд, участие наших представителей в таком, как сейчас говорят, формате являло из себя событие ординарное. А если к этому Ил-96 добавить танкер, да еще наш самолет, то группа такая, уверен, придя в Ванкувер, произвела бы сильное впечатление… Причем долететь мы могли совершенно спокойно, а может быть, и Ил-96-му помочь информационно. Нами же все в процессе подготовки было учтено и максимально предусмотрено.

Мы изучили подробно, как летел экипаж Валерия Чкалова, как велась штурманская работа. А работа штурмана в таких перелетах – основа успеха. Только он мог понять, куда лететь. Уже говорил, что мы имели современное навигационное оборудование. Однако предусмотрели и вариант определения курса и координат по методу, разработанному экипажем Чкалова. Время вылета нами предусматривалось такое, чтобы ночью практически не лететь, а как бы идти все время с Солнцем. В эти месяцы в высоких широтах полярный день, солнце практически не уходит за горизонт. А мы имели возможность идти постоянно над облаками и могли по солнцу ориентироваться непрерывно.

Экипаж Валерия Павловича для ориентировки сам изобрел солнечный указатель курса, как они его образно «окрестили» – СУК. Это когда тонкий штырь вертикально устанавливается на компас и по тени с определенными уточнениями определяется курс полета. На основании этого, имея данные о пройденном расстоянии (на основании данных о времени и текущей скорости полета), появлялась возможность вычислять координаты самолета. Наши великие предшественники летели и в ночное время, причем две ночи прошли. Длительное время полет проходил в облаках. Однако довольно точно определяли место, где они находятся, практически в течение всего полета, используя штатные и подручные приборы и методы. У нас же было бы все проще. За облаками мы имели бы возможность постоянно ориентироваться по Солнцу. И никакой опасности или угрозы не было. Идя с нами в группе, и Ил-96 не заблудился бы…

Забегая чуть вперед скажу – мы подобный перелет позднее осуществили. В 1999 году. Такой же точно по продолжительности. На одноместной машине. В исследовательских целях. До Америки не дошли, просто возвратились обратно с определенного рубежа. Но об этом несколько позже…

Итак, в соответствии с поступившим распоряжением, мне было предложено лететь на торжества в Штаты в составе пилотажной группы Военно-воздушных сил «Русские витязи». «Витязи» к середине 1992 года успели показать свое мастерство на самолетах Су-27 в группе и одиночно.

Объявившему мне о принятом решении Начальнику УЛС МАП, исключительно уважаемому в нашей среде Герою Советского Союза генералу Петрову В.И. я задал совершенно логичный, во всяком случае, для меня, вопрос:
– А что я буду делать в составе «Русских витязей»?..
– Ну как – что… Будете летать в составе экипажа.

Перспектива летать в составе экипажа с «Русскими витязями» меня совершенно не прельщала. Мне, конечно, было интересно «окунуться в их кухню», посмотреть, что называется, изнутри, как они летают, как работают в таком плотном строю… Но только ради этого принимать на себя роль, образно говоря, мешка с песком… Зачем. А потом, была еще и юридическая «закавыка». Мы из разных ведомств, вместе никогда не летали. При нормальном подходе требуется оформление пакета документов на совместный полет. Мало ли какие ситуации могли возникнуть. Это же не просто прогулка. Но, видимо, те, кто навязал такое решение руководителю, над всеми тонкостями не задумывались. На следующий день нас пригласили в УЛС, где находились представители ВВС и зачитали соответствующее распоряжение.

Этим распоряжением была поставлена точка на нашем перелете. Первый дальний перелет, задуманный и предложенный нами, не состоялся.

Думаю, что, кроме причин, которые в качестве предположений изложил выше, были и другие, субъективного характера. Нас не поддержали. Не поддержали те, которых раздражала наша активность. Страна в те годы уже была сориентирована на другой путь… Его печальные последствия мы видим сейчас. Развал. Полный. В период такой нестабильности практически каждый, от кого зависело хоть какое-то решение, осторожничал. Был ли это человек в генеральских погонах или без таковых… Ему хотелось благополучия, а не рискованных шагов. А тут предлагают совершенно неординарное мероприятие. А вдруг что-то произойдет? Не долетят… А вдруг не вернутся… Очень вероятно, что и такая «сторона медали» сыграла свою роль…

Полетел я с «Русскими витязями». Летели мы долго и муторно. Страна уже была в развале. Группу нашу возглавлял командующий воздушной армией. Генерал-полковник. Герой Советского Союза Антошкин Николай Тимофеевич.…Практически на каждом аэродроме, где мы садились для дозаправки, нашему руководителю приходилось доставать документ, где черным по белому было написано – Указ Президента Российской Федерации…

Продолжение следует

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...