Продолжая всесторонне рассматривать тему формирования и качества кадрового потенциала в проведении модернизации отечественной экономики и в обеспечении безопасности полетов, редакция обратилась к опыту отечественных авиакомпаний. Не так давно в ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» по указанию первого заместителя генерального директора по производственной деятельности В.Н. Антонова была проведена аттестация пилотов учебного отряда. Имевшая целью определить уровень подготовки пилотов, она непроизвольно и ярко высветила достоинства профессионального психологического отбора (ППО). Оказалось, что пилоты, получившие наиболее высокие баллы при ППО, обладали лучшей профессиональной и языковой подготовкой. Причем это было настолько очевидно, что у комиссии сложилось обоснованное мнение о том, что достаточно владеть лишь результатами ППО, чтобы с высокой вероятностью прогнозировать профессиональный успех каждого и дифференцировать пилотов на сильных, средних и слабых. Кроме того, стало известно и другое: пилоты с низкими баллами ППО в процессе обучения требовали дополнительных занятий и тренажерных сессий.В связи с этим о наиболее важных задачах ППО летного состава читателям «Авиапанорамы» рассказывает советник ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» доктор медицинских наук, профессор Валерий Владимирович Козлов.

 


Для начала давайте ответим на простые житейские вопросы: что такое профессиональный психологический отбор (далее – профотбор), зачем он нужен и что он дает профессии, организации и лично его участнику? Каждый должен четко представлять ответы на заданные вопросы, особенно руководители и те, кто к нему готовится.

Профессиональный психологический отбор – это инструмент оценки качеств личности, которыми она обладает на предмет соответствия или несоответствия их конкретной профессии. Качества, отвечающие требованиям профессии, называются профессионально важными качествами (ПВК). Выделяют несколько групп этих качеств: личностные (ответственность, долг и др.), интеллектуальные (оперативное мышление и т.д.), психические (психо-эмоциональная устойчивость и т.п.), психофизиологические (развитие глазомера и др.) и физические (мышечная сила и т.д.). Для разных профессий ПВК неодинаковые. Например, для пилота важно обладать такими ПВК, как оперативное мышление, психо-эмоциональная устойчивость и т.п. Для бортпроводника большое значение имеют коммуникабельность, склонность к командной работе и т.д. Все мы разные, уровень развития тех или иных качеств у каждого из нас существенно различается, и каждый человек не может отвечать по своим характеристикам всем профессиям, поэтому необходим профотбор. Задача профотбора именно в том и состоит, чтобы определить уровень развития качеств личности и дать им оценку в соответствии с требованиями, которые к ним предъявляет конкретная профессия. Становится очевидным, что ППО позволяет допустить к освоению профессии именно тех, кто по своим способностям ей соответствует, и опустить шлагбаум перед теми, кто ей не соответствует. Однако ППО выполняет еще одну стратегическую задачу – осуществляет профориентацию людей.

Большое значение ППО имеет для организации, поскольку, исключая лиц, несоответствующих по своим качествам профессии, он позволяет, во-первых, заложить основы для подготовки высоконадежных профессионалов, во-вторых, обеспечить жесткое выполнение программы обучения специалистов, не увеличивая количество теоретических и практических (тренажерных) занятий и, в- третьих, предотвратить расточительство финансов на обучение. Другими словами, профотбор – это еще и экономический инструмент, позволяющий рационально организовать расходы на обучение, не допустить их необоснованного превышения. Выше уже упоминалось о том, что лица, не отвечающие по своим ПВК профессии, требуют больше теоретических и практических занятий.

Не менее значим профотбор для лиц, как успешно его прошедших, так и, что особенно важно, не прошедших. Применительно к первой категории – «счастливчикам» – все понятно. Пройдя профотбор, человек доказал всем и убедился сам, что по своим качествам соответствует избранной профессии и, в конечном счете, получает допуск на ее освоение. Применительно ко второй категории лиц – «не счастливчикам» – положительный результат профотбора в виде его непрохождения менее понятен, поэтому на нем остановимся подробнее.

Сразу подчеркнем, что и применительно к «несчастливчикам» профотбор также играет выраженную положительную роль. Но сами «несчастливчики» об этом даже не догадываются. И вот почему. Безусловно, отказ в допуске к профессии вызывает у них нередко стресс, сопровождающийся зачастую яркими образными представлениями о жизненном крахе. Но этот стресс ситуационный, относительно непродолжительный и ни в коей мере не сравним с тем постоянным стрессом, который человек будет испытывать, получив допуск в профессию, не имея на то оснований, т. е. не обладая необходимыми ПВК. Данный стресс станет сопровождать его на протяжении всей профессиональной карьеры, постоянно причиняя серьезный ущерб здоровью, особенно, когда специалист будет оказываться в нештатных ситуациях. Более того, в результате развития стресса в этих ситуациях специалист становится ненадежным, совершает серию ошибок, которые приводят к усугублению происходящего и неблагоприятному исходу.

Как правило, специалистов, не обладающих необходимыми ПВК, не преследуют и успехи в профессиональной карьере. Среди них много неудачников. Они, как отмечалось выше, труднее осваивают профессию, а уж тем более с не меньшими сложностями переучиваются на новую авиатехнику. И это еще один стрессогенный фактор на их пути. Кстати сказать, при переучивании они особенно заметно выделяются в худшую сторону. В результате такие специалисты не достигают вершин в карьерном росте, поскольку не являются надежными профессионалами, часто болеют, быстрее покидают профессию и, что совсем печально, раньше уходят из жизни. И они даже не догадываются, что причиной их неудач, болезней и короткого жизненного пути стал всего лишь необъективный допуск в профессию, которому поспособствовал звонок заботливого родителя или «друга». Вот почему блат, протекционизм, «телефонное право» в опасных профессиях чревато самыми печальными последствиями! И тот, кто этими инструментами пользуется, оказывает, образно говоря, медвежью услугу. Да, эти инструменты могут помочь достичь успеха, правильно сказать, призрачного успеха (или псевдоуспеха), после которого для самого «победителя» наступает период горькой расплаты, в т. ч. жизнью (к большому сожалению, не только собственной). Есть над чем задуматься и тем, кто хлопочет за других, игнорируя низкие результаты их ППО, и тем, кто таким путем стремится решить судьбу собственного дитя.

И за примерами, как говорится, далеко ходить не надо. Каждый, кто долгие годы связывает свою судьбу с авиацией, может вспомнить массу случаев, когда, например, одни пилоты успешно осваивали профессию, с легкостью переучивались на разные типы ВС, не имели проблем на ВЛЭК, долго летали, а после ухода на пенсию продолжают счастливо жить, имея крепкое здоровье. Но известны и другие примеры, когда пилоты с трудом входили в профессию, с еще большим трудом переучивались на новые типы ВС, постоянно испытывали проблемы на ВЛЭК, быстро списывались с летной работы по здоровью, и к глубокому сожалению, рано уходили из жизни.

Автор этих строк, участвуя в расследовании авиационных событий, ни единожды убеждался в том, что несоответствие определенных ПВК требованиям летной профессии, особенно при развитии особой ситуации, становилось базовой причиной сбоя в психических механизмах регуляции деятельности, что проявлялось в принятии неверных решений. Например, требуется уйти на второй круг, но пилот в силу личностных или интеллектуальных особенностей с настойчивостью, достойной другого применения, продолжает выполнять посадку с первого захода. Или другой пример. Поступление первого нештатного сигнала, указывающего на возникновение особой ситуации, не представляющей сложностей при опознании и парировании для профессионала с большой буквы, для психо-эмоционально неустойчивого пилота становится непреодолимой проблемой из-за развития у него стресса. Напомним, что стресс – это декатализатор и даже блокиратор всех психических процессов. Специалист, у которого он развился, испытывает нарушение функционирования восприятия, памяти, мышления и т.п.

В чем же дело? Почему одним не дано того, что дано другим? Оказывается, все очень просто. Специалист, работающий в профессии, которой не соответствует по своим ПВК, осуществляет деятельность с большим напряжением функций организма и более высоким расходованием его ресурсов. Это, в свою очередь, приводит к раннему исчерпыванию резервов, отпущенных каждому из нас природой и, как следствие, к быстрому износу органов и систем, преждевременному их старению, многочисленным заболеваниям со всеми вытекающими отсюда последствиями. Автор данного материала в летных экспериментах, где выполнялись полеты различного целевого назначения, регулярно фиксировал различия в «психофизиологической цене» деятельности у пилотов, что называется, от Бога, и тех, кто решил в силу определенных причин стать летчиком, не имея потребного набора ПВК. Понятно, что износ систем организма у вторых шел значительно быстрее. Поэтому профотбор – это еще и инструмент обеспечения карьерного роста, продления летного долголетия и жизни вообще, при условии, что им правильно пользуются.

Несмотря на большое количество ПВК, приоритетными, как свидетельствует практика, являются три: нравственность (не позволяет нарушать стандарты профессиональной деятельности), интеллект (обеспечивает профилактику собственных ошибок и оперативное принятие правильного решения в нештатных ситуациях, связанных с отказами техники или негативным воздействием окружающей среды) и компетентность (это владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия правильного решения и его исполнения в самых сложных условиях).

В заключение заметим, что профотбор эффективен и при назначении на руководящую должность. Ведь руководитель (менеджер, администратор и т.п.) – тоже представитель профессии, но профессии особой. От того, насколько человек ей отвечает по своим ПВК, в значительной степени зависит его административный успех. Но это уже другая очень важная тема.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосуйте)
Загрузка...