Александр Касаткин, кандидат технических наук Сергей Лошкарев |
За последние несколько лет объем экспорта авиационной техники и вооружений (АТ и В) в мире неуклонно снижается. В связи с этим в странах — ведущих производителях современной авиатехники остро стоит вопрос сохранения старых и приобретения новых партнеров в сфере поставок АТ.
Проблема расширения числа потенциальных покупателей актуальна и для российских авиастроителей ввиду потери за последние годы значительной части рынка сбыта, в частности в Восточной Европе.
Одним из покупателей АТ российского производства в ближайшем будущем признается Эквадор. На чем же основаны подобные предположения?
Страна, находящаяся на северо-западе южноамериканского континента, обладает одними из самых хорошо оснащенных ВВС среди всех государств Латинской Америки, хотя по численности своих ВС (около 57 тыс. чел.) занимает лишь 8-е место в регионе. Если к этому добавить наличие современной высокоэффективной системы ПВО, то становится вполне понятной и объяснимой победа над Перу в вооруженном конфликте в январе-феврале 1995 г. Данный инцидент упомянут вовсе не случайно.
Во-первых, многие события в истории Эквадора так или иначе связаны с историей взаимоотношений со своим соседом. Вооруженные конфликты из-за спорных территорий на границе Эквадора и Перу происходят между этими странами уже полстолетия. Еще в 1941 — 1942 гг. произошел конфликт, завершившийся подписанием договора, по которому Эквадор уступал около 300 тыс. км2 своей территории в верхнем течении Амазонки. Впоследствии (в 1960 г.) правительство страны объявило об аннулировании договора. Это обстоятельство еще более обострило отношения между соседними государствами.
А во-вторых, именно последнее вооруженное столкновение косвенно повлияло на возможное сотрудничество Эквадора с Россией в военной области. Дело в том, что перуанское руководство после неудач в тропической сельве приняло решение всерьез заняться перевооружением своих ВВС. В результате был заключен овеянный многими тайнами договор с Белоруссией о поставках истребителей МиГ-29. (Более подробно о деталях данного договора мы рассказывали в предыдущем номере журнала.)
В ответ на это Эквадор также выразил желание приобрести новейшие истребители российского производства. Тем самым эквадорские военные молчаливо признали тот факт, что ни закупленные в 1996 г. израильские истребители Kfir, ни планировавшиеся ранее к закупке американские А-4М не идут ни в какое сравнение с российскими самолетами.
В январе 1997 г. между Эквадором и Россией прошли первые переговоры, результатом которых стало подписание договора о военно-техническом сотрудничестве между нашими странами. А к марту того же года ГК «Росвооружение» уже получила официальную заявку на приобретение самолетов Су-27 (Су-30) общей стоимостью около 500 млн. долл. США.
По некоторым данным, спецслужбы США и Израиля провели серию акций, чтобы сорвать намечающуюся сделку. Два раза министр обороны Эквадора приглашался в Вашингтон, где его уговаривали купить либо американские F-16, либо израильские Kfir. Более того, через различные каналы в Россию направился поток дезинформации, в которой ставилось под сомнение само желание Эквадора купить российские самолеты.
Не помогло — в августе 1997 г. тендерная комиссия министерства обороны Эквадора направила президенту страны предложение о закупке именно российских «Су».
Однако затем начались сбои в процессе переговоров. Причем в них во многом была повинна именно российская сторона. В частности, возникла неожиданная заминка с определением того, какие же поставлять самолеты — «МиГ» или «Су».
Наряду с этим в ноябре 1997 г. со ссылкой на генерала Эрмана Кироса, командующего ВВС, в прессе появилось сообщение о возможном приобретении Эквадором партии (около 40…50 ед.) американских самолетов F-16, но у третьих стран. К концу 1997 — началу 1998 г. та же пресса сообщила о переговорах с российской стороной, вступивших якобы в завершающую стадию, и о приобретении Эквадором 12 самолетов МиГ-29 (включая 2 МиГ-29УБ).
По прогнозам экспертов, уже в ближайшие годы Эквадору придется решать проблему продления ресурса стоящих на вооружении боевых самолетов или приобретения новой техники. В настоящее время большая часть парка АТ страны находится на аэродромах Пуйо, Манта, Таура, Салинас, Кито, Гуаякиль (Симон Боливар). Все они имеют ВПП с капитальным покрытием и длиной 2500 м. Эти аэродромы пригодны для базирования на них современных боевых авиационных комплексов (АК).
Считается, что при желании приобрести современную АТ Эквадор сможет найти для этого и финансовые возможности, несмотря на сохранение кризисных явлений в экономике страны. По данным ООН, Эквадор по военным расходам находится на втором месте в регионе (около 3,5 % ВВП, или порядка 500…600 млн. долл. США в год), уступая по этому показателю только Чили.
Военные сохраняют на сегодняшний день большое влияние на развитие внутриполитической обстановки в стране, даже не имея реальной власти. Практически все важные решения правительства принимаются после предварительного их обсуждения с военным командованием. Вообще без преувеличения можно сказать, что история Эквадора в XX веке — это история смены одного военного правителя другим с редкими периодами руководства страной гражданскими правительствами. Последний раз передача власти гражданским политикам произошла в результате президентских выборов 1979 г., при этом военные сохранили немалый вес в экономике, позволяющий создать почти что государство в государстве.
Военно-промышленный комплекс постоянно расширяется, часто выступая в партнерстве с местным и иностранным частным капиталом. Среди многообразных сфер деятельности, контролируемых военными, — горнорудная и автомобилестроительная промышленность, коммерческая авиакомпания, сельское хозяйство и даже осуществляемое в настоящее время строительство фешенебельного отеля «Марриотт» в столице Эквадора — Кито.
В ответ на уступки со стороны военных при проведении выборов 1979 г. было принято решение, что 15 % поступлений от продажи нефти должны получать вооруженные силы. В начале 1995 г., незадолго до истечения срока существования этой привилегии, когда тогдашнее правительство изучало возможность приватизации контролировавшихся военными компаний, произошел уже упоминавшийся пограничный конфликт с Перу. В награду за удачную военную кампанию конгресс продлил срок действия положения об отчислениях с доходов от продажи нефти еще на 15 лет, а от идеи приватизации нефтяных компаний правительству пришлось пока отказаться.
Все это говорит о том, что в случае принятия решения о закупке партии авиатехники Эквадор вряд ли будет испытывать финансовые затруднения. Останется лишь выбрать партнера, так как кроме России и США на заключение контракта будут претендовать, безусловно, и другие наши постоянные конкуренты на рынке АТ, например Франция и Швеция. Нельзя недооценивать и активность тех стран, которые в угоду политическим интересам или из-за возможности заработать хоть какую-то валюту пытаются распродавать АТ производства СССР.
Очевидно, что активные и продуманные действия российских военных, дипломатов, политиков, фирм-производителей по продвижению на эквадорский рынок российской АТ могут уже в ближайшее время принести свои плоды. Не стоит забывать и об успехе российских истребителей на недавней выставке FIDAE-98 в Сантьяго. Хотя вслух с эквадорской стороны не было слышно комплиментов в адрес нашей техники, но прошедший показ привлек к себе повышенное внимание и делегации Эквадора. Его представитель принимал участие в первой международной конференции, посвященной продвижению российской АТ в страны Латинской Америки, состоявшейся в августе 1998 г.
Остается надеяться, что в скором времени мы сможем причислить к постоянным партнерам в сфере закупок АТ и такую ранее далекую страну, как Эквадор.
Парк авиационной техники Эквадора
Тип АК |
Назначение |
Коли-чество |
Год поступления на вооружение |
Военно-воздушные силы |
|||
Боевые самолеты |
|||
Mirage F.1JE / JB |
истребитель / УБС |
14 |
1980-82 |
Kfir C2 / TC2 |
истребитель / УБС |
14 |
до 1987, 1996 (4) |
Jaguar S/B |
ударный / УБС |
8 |
1977-80, б/у Великобритании |
Strikemaster 89 |
ударный / УБС |
12 |
1974-76, б/у Великобритании |
А-37В Dragonfly |
ударный |
7 |
1976 |
Военно-транспортные самолеты |
|||
С-130Н / L-100-30 Hercules |
транспортный |
1 / 1 |
1980/1984 |
DHC-5D Buffalo |
транспортный |
2 |
1982 |
HS748-2A |
транспортный |
4 |
1971-75 |
DHC-6 Twin Otter 300 |
транспортный |
5 |
1982 |
Специальные самолеты |
|||
Sabreliner 40R / 60/75 |
административный |
3 |
1975 |
King Air E90 |
связной |
1 |
1974 |
T-34C Turbo-Mentor |
УТС |
17 |
нет сведений |
SF-260ME |
УТС |
12 |
нет сведений |
T-41D / Cessna 172F |
УТС |
6 / 5 |
нет сведений |
Cessna 150L |
УТС |
6 |
нет сведений |
Вертолеты |
|||
AS332 Super Puma |
транспортный |
5 |
нет сведений |
SA330 Puma |
транспортный |
1 |
до 1985 |
UH-1H Iroquois |
поиск.-спасательный |
4 |
до 1974 |
Bell 212 |
административный |
1 |
до 1974 |
SA315B Lama |
поиск.-спасательный |
3 |
до 1980 |
SA316B Alouette III |
связной |
6 |
до 1984 |
Авиация ВМС |
|||
Военно-транспортные самолеты |
|||
CN-235M |
транспортный |
1 |
1989 |
Специальные самолеты |
|||
T-34C Turbo-Mentor |
УТС |
3 |
нет сведений |
Citation I |
административный |
1 |
1971 |
King Air 200 |
связной |
1 |
1981 |
Cessna 320E / 337 |
связной |
1 / 4 |
нет сведений |
Вертолеты |
|||
Bell 206 Jet Ranger |
связной |
5 |
до 1971 |
Авиация сухопутных сил |
|||
Военно-транспортные самолеты |
|||
CN-235M |
транспортный |
1 |
1989 |
DHC-5D Buffalo |
транспортный |
2 |
1976 |
IAI-201 Arava |
транспортный |
4 |
1974-75 |
Специальные самолеты |
|||
PC-6B Turbo-Porter |
УТС |
3 |
нет сведений |
Sabreliner 40R |
административный |
1 |
нет сведений |
Learjet 24D |
связной |
1 |
1975 |
King Air 100 / 200 |
связной / администрат. |
1 / 1 |
1981 |
Cessna 172 / 185 / 206 |
УТС |
3 / 1 / 1 |
нет сведений |
Вертолеты |
|||
SA342K / L Gazelle |
огневой поддержки |
13 |
нет сведений |
AS332В Super Puma |
транспортный |
6 |
нет сведений |
SА330 Puma |
транспортный |
5 |
до 1985 |
UH-1H Iroquois |
транспортный |
1 |
до 1974 |
Bell 214B |
транспортный |
1 |
нет сведений |
SA315B Lama |
поиск.-спасательный |
3 |
до 1985 |
AS350B Ecureuil |
связной |
4 |
нет сведений |
Таблица сформирована на основе материалов зарубежной печати (Flight International, Aviation Week & Space Technology и др.).
Подрисуночные подписи
1. “Ягуары” ВВС Эквадора
2. Групповой “портрет” истребителей ВВС Эквадора (сверху вниз): “Кфир”, “Ягуар”, “Мираж” F.1
Ecuador is considered as one of possible buyers of Russian-made aircraft in the near future. In January 1997 Russia and Ecuador held interstate negotiations, which resulted in signing an interstate treaty on military-technical cooperation. In March that year Rosvooruzhenie (Russian Armament) state arms-trade agency received an official request from Ecuador for procurement of Su-27 (Su-30) fighters worth $500m. According to informed sources, the intelligence services of the USA and Israel carried out a series of actions aimed at disrupting the proposed deal. However, in August 1997, the tender commission of Ecuador’s Defense Ministry submitted documents to the President of the country advising to acquire Sukhoi aircraft. At FIDAE’98 in Santiago, Ecuador delegation paid much attention to Russian aircraft displayed at the show.
21st Октябрь 1998 15:27. Категория 12, Политика • Экономика Просмотров: 1148