Олег Васильев, президент ОАО “Авиком”, кандидат технических наук Александр Микулин, президент ЗАО “Финансово-промышленная компания “Экотрансэнергомаш”, кандидат технических наук |
Высокий уровень безопасности, экономичность, легкое управление, “всепосадочность”, комфортабельность, удобство эксплуатации — присущие качества разработанного специалистами ОАО “Авиакосмическая индустриальная компания” и ОАО “НПО “Молния” легкого двухмоторного самолета-амфибии “Ладога-6”, обеспечивающие ему высокую конкурентоспособность на рынке коммерческой авиации и хорошую перспективу использования на бескрайних просторах России.
Огромные территории России остро “нуждаются” в таком самолете. Сибирь и север России — пространство, которое составляет 80% всей ее территории, где в 370 городах и около тысячи поселков проживает приблизительно 50 млн человек. Сибирь и север России насыщены реками и водоемами. Почти все города и поселки расположены вблизи рек и озер, представляющих собой естественные площадки для взлета и посадки легких самолетов-амфибий. В условиях холодной снежной и продолжительной зимы реки и озера покрыты толстым слоем снега. Поэтому самолет “Ладога-6”, предназначенный для деловых полетов, грузовых и пассажирских нерегулярных перевозок по этому региону, спроектирован таким образом, чтобы он мог совершать посадку и взлетать с любых подстилающих поверхностей: грунта, воды, заснеженных и не расчищенных взлетно-посадочных полос (ВПП) местных аэродромов. Одним словом — обладал “всепосадочностью”. Разумеется, приоритетными являются бетонные ВПП.
Конструктивно-компоновочная схема и конструкция “Ладоги-6” обеспечивают высокий уровень безопасности полетов в очень тяжелых и специфических условиях севера. Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, горизонтальным и вертикальным оперением традиционной схемы. Крыло самолета изогнуто в виде “чайки”. Технической особенностью амфибии является расположение обоих двигателей в хвостовой части фюзеляжа. Благодаря их размещению вблизи центра масс “Ладога-6” обладает высокой поперечной остойчивостью на воде, а также на взлетно-посадочных режимах. При этом оболочкой фюзеляжа они закрыты от воздействия дождя, снега, брызг пресной и соленной воды, что способствует также предохранению от обледенения. Надежное укрытие двигателей создает благоприятные условия для их разогрева и запуска, сохраняет в чистоте, обеспечивает более “легкий” режим обогрева салона и отбор электроэнергии от их генераторов. А вследствие исключения внешних мотогондол самолет обладает более высоким аэродинамическим качеством, обеспечивающим ему повышение скорости на 20-30 км/ч и соответственно большую экономичность.
Движителями амфибии являются два воздушных винта, каждый из которых приводится во вращение своим двигателем, соединенным с ним гидравлической трансмиссией. Однако в случае остановки одного из них оставшийся работающий двигатель передает мощность на оба винта, исключая несимметричную тягу.
Ошибки пилотирования сведены к минимуму тем, что самолет выполнен по традиционной схеме статически устойчивого летательного аппарата, пилотирование которого стандартное и под силу летчику начальной квалификации. Ошибки при посадке также сведены к минимуму из-за того, что на самолете установлено “планирующее” крыло, позволяющее уменьшить его посадочную скорость до скорости автомобиля — 95 км/ч. “Ладога-6” оснащена пилотажным, навигационным, радиосвязным и другим оборудованием, обеспечивающим достаточно легкое управление на всех режимах полета, особенно на посадке амфибии.
Ожидается, что в результате перечисленных конструктивных особенностей аварий не будет. Однако, если возникнет аварийная ситуация, то самолет — амфибия может совершить посадку (с невыпущенным шасси) на грунтовую неподготовленную площадку без разрушения фюзеляжа, рассчитанного на большие гидродинамические нагрузки. При этом катастрофы не произойдет, так как двигатели, баки и винты не соприкасаются с землей и, следовательно, сохраняются.
Востребованность самолета во многом зависит от уровня комфорта. В деловых полетах по региону от уровня комфорта пассажиров и экипажа зависит эффективность их работы. Комфортабельность летательного аппарата также влияет на цену и объем продаж. Поэтому в самолете “Ладога-6”, предназначенном для дальних автономных полетов в малонаселенные необжитые места, предусмотрен европейский уровень комфорта: обеспечен низкий уровень шума, установлены средства для хранения и приготовления пищи, туалет, отопление, вентиляция, освещение, работающее как в полете, так и на стоянке, современный дизайн, удобные столик и пассажирские кресла.
Из широкого понятия “‘эксплуатационные свойства самолета” заслуживают внимания основные из них: выбранное топливо не должно быть дефицитным, что позволит обеспечить заправку амфибии практически в любом населенном пункте; техническое обслуживание простое — один механик на несколько аппаратов; готовность самолета к полету — постоянная (как автомобиль — сел и поехал).
На основе базовой модели может выпускаться целая гамма легких самолетов данного класса. При этом сохраняются без доработок все их жизненно важные узлы и агрегаты. Например, “сухопутные” самолеты получаются из базовой модели заменой днища и снятием поплавков. Сертификация всех вариантов летательных аппаратов сведется к сертификации базовой модели.
Основные характеристики самолета-амфибии легкого класса “Ладога-6”.
Длина самолета, м | 8,7 |
Размах крыла, м | 12,1 |
Взлетная масса, кг | 2190 |
Максимальная скорость, км/ч | 310 |
Крейсерская скорость, км/ч | 270 |
Посадочная скорость, км/ч | 95 |
Дальность полета, км | 1350 |
Высота полета, м | 3500 |
Количество мест | 6 |
Потребная длина ВПП (суша-вода), м | 300 |
В зависимости от типа используемого топлива самолет оборудуется универсальными двигателями внутреннего или внешнего сгорания, разработанными ЗАО ФПК “Экотрансэнергомаш” специально для летательных аппаратов легкого класса и являющимися новым поколением высокооборотных роторных силовых систем, рассчитанных на многофункциональное применение. Двигатели внутреннего сгорания ДРВ рассчитаны на применение дизельного топлива, двигатели внешнего сгорания ДРГ- на применение метана, водорода или керосина. Общие расчетные характеристики силовых систем приведены в таблице.
Основные характеристики универсальных двигателей
Тип двигателя | ||
ДРВ | ДРГ | |
Мощность, л.с. | 200-250 | 200-250 |
Габаритные размеры: | ||
диаметр, м | 0,25-0,3 | 0,25-0,3 |
длина, м | 0,5-0,6 | 0,7-0,8 |
Масса двигателя, кг | 40-50 | 65-70 |
Удельный расход топлива, г / л.с.Ч ч | 70-80 | 80-85 |
Число оборотов в минуту | 5000-18000 | 5000-18000 |
Удельная масса двигателя, кг / л.с. | менее 0,25 | менее 0,325 |
Межремонтный ресурс, ч | 20000 | 20000 |
Топливо | дизельное, бензин | керосин, метан, водород |
Для всех заинтересованных лиц и организаций сообщаем, что на сегодняшний день по самолету-амфибии “Ладога-6” выполнено эскизное проектирование, и приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству.
Авиакосмическая индустриальная компания АВИКОМ
123459, г. Москва, ул. Новопоселковая, д. 6.
Тел.: (095) 284-2695, факс: (095) 284-1216.
Финансово-промышленная компания “Экотрансэнергомаш”
ФПК “ЭТЭМ”
129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 57, Миркомбанк.
Тел.: (095) 284-2695, факс: (095) 284-1216.
Вы заявляете хорошие характеристики на свой самолет но ведь по вашем же словам пока он только на бумаге. А вообще мысль очень интересная. Удачи вам ребята. Все у вас получится.