Сергей Сумбаев

МиГ-29В настоящее время происходит борьба за независимость Европы от США. Введение общей валюты, создание единых органов управления и прочее должны способствовать как политической, так и экономической независимости европейских стран. Такие же события происходят и внутри НАТО, где европейские члены альянса образовали своего рода оппозицию США, стремясь проводить собственную военную политику.
Относительно новые члены НАТО — Венгрия, Польша и Чехия — должны привести свои вооружения к стандартам блока. К этому же стремятся и те государства ЦВЕ, которые решили вступить в альянс. Самолеты советского производства, имеющиеся на вооружении, будут либо списаны, либо модернизированы до приемлемого уровня. Причем, как заявил по поводу модернизации болгарских ВВС находившийся в Софии с визитом заместитель генерального секретаря НАТО по политическим вопросам Гюнтер Альтенбург, «для альянса неважно, какая фирма занимается самолетами. Главное, чтобы самолеты были модернизированы и имели оперативную совместимость при проведении операций».
Руководство НАТО понимает, что ни одна из новых стран альянса, несмотря на вступление в него еще в 1999 г., не имеет достаточных средств для быстрой модернизации, а тем более для массовой закупки новых самолетов. Страны-адепты должны пока что привести свои ВВС в состояние информационной совместимости со средствами альянса, что означает, в первую очередь, модернизацию средств связи и передачи данных, а также навигационных систем.
Однако авиационный парк стран ЦВЕ стареет, как материально, так и морально, и для его обновления нужны новые машины. Закупки военной техники в данном случае будут способствовать «привязке» стран-покупателей к поставщику. Покупать российскую технику некорректно, покупать американские самолеты — значит попасть под влияние Вашингтона и навлечь на себя гнев единой Европы, которая, в свою очередь, может бросить вызов авиапредприятиям США. Истребитель «Еврофайтер» — тому пример.
Именно этим можно объяснить, почему в последнее время популярностью в странах ЦВЕ пользуются истребители 3AS-39 «Грипен» консорциума ВАЕ Systems/SAAB, которые проталкиваются на международный рынок компанией «Грипен Интернешнл». Решение взять на вооружение эти машины принято в Венгрии. «Грипен» выиграл тендер в Чехии. Австрия и Польша также выступили за приобретение этих истребителей. Здесь, во-первых, сыграли роль решения политические — покупка самолетов нейтральной страны ни к чему не обязывает. Кроме того, истребители «Грипен», несмотря на свои высокие летные качества, не требуют развитой наземной инфраструктуры. Достаточно сказать, что эти самолеты могут взлетать с шоссейных дорог и обслуживаться солдатами срочной службы. Кроме того, уже наименование самолета JAS-39 (Jakt — истребитель, Attack — ударный, Spaning -разведчик) указывает на его многоцелевое назначение. Техника такого типа просто необходима немногочисленным ВВС стран ЦВЕ.
С другой стороны, есть подозрения, что подобные закупки — больше демонстрация каких-либо амбиций, чем здравое решение. Для чего эти самолеты могут быть реально использованы, остается загадкой. Никакой важной роли ВВС стран Восточной Европы в системе НАТО не играют. Альянс вполне обходится авиацией США, частично — Великобритании и Франции, в некоторой мере — Германии. ВВС других стран — скорее вопрос престижа. Что касается попыток единой Европы обезопасить себя на случай конфликта с США, то ее военный потенциал все равно несопоставим с американским.
МиГ-21Рассмотрим рынки отдельных стран региона. Когда Австрия объявила тендер на поставки нового самолета для своих ВВС, Россия предложила на него новейший истребитель МиГ-29СМТ. Этот вопрос решался на самом высоком уровне, однако безрезультатно. Австрия выбирала между JAS-39 и американскими самолетами. Несмотря на ощутимое давление Вашингтона, предпочтение все же отдали шведам, а в настоящее время правительство страны думает о приобретении порядка 30 истребителей «Грипен». Но Австрия не совсем типичный пример, так как она никогда не имела на вооружении техники советского (российского) производства, в то время как в состав ее ВВС входили шведские самолеты «Дракен».
Болгария, напротив, имеет на вооружении большое количество боевых самолетов советского производства. Среди них насчитывается 20 самолетов МиГ-29, причем только два пригодны к эксплуатации. В марте этого года было, наконец, принято решение о восстановлении и модернизации МиГ-29 самолетостроительной корпорацией «МиГ». О судьбе других российских самолетов пока не сообщается. В любом случае, стремление Болгарии вступить в НАТО вряд ли будет способствовать закупкам российской авиатехники. Скорее можно ожидать поступления на вооружение бывших в эксплуатации самолетов из США или европейских стран с их дальнейшей модернизацией.
Венгрия в декабре прошлого года подписала соглашение со шведами об аренде на 10 лет 14 истребителей «Грипен». Кроме того, шведы обязуются подготовить пилотов и обслуживающий персонал, а также направить около 30% от выплат аренды обратно в Венгрию в качестве инвестиций. Что касается самолетов типа МиГ-21, то Венгрия, Польша и Чехия признали их модернизацию нецелесообразной. А с самолетами МиГ-29 вообще получилась занимательная и поучительная история. Известно, что венгерский летчик майор Дьюла Вари несколько лет подряд побеждал на соревнованиях в Англии по высшему пилотажу на боевых самолетах именно на МиГ-29. Однако венгры почему-то решили, что на фоне других стран они с российскими самолетами выглядят «хромой уткой». Вдобавок в дело включились США, активно пытавшиеся протолкнуть в страну подержанные F-16 или новые F/A-18. В начале 2001 г. даже разразился небольшой скандал, когда американцы припомнили Будапешту некоторые невыполненные перед НАТО обязательства экономического плана. Венгры сдались, и теперь в их страну прибывают 24 старых F-16, приобретение и вооружение которых, а также обучение техперсонала обойдутся почти в $500 млн. Что касается «мигов», то решено провести их ограниченную модернизацию, чтобы дотянуть до 2005 г., когда закончится переоснащение ВВС. Приведенная история — типичный пример влияния политики на экономику и здравый смысл.
Польша также решила, что находящиеся у нее на вооружении советские самолеты устарели. В связи с этим в ходе январского визита в США премьер-министра Польши рассматривалась возможность закупки нескольких десятков американских тактических истребителей F-16. По оценкам военных, Польше необходимо около 60 самолетов такого класса. Имеются данные, что Вашингтон предложил Варшаве для начала аренду 16 машин F-16A/B, а через 2-3 года приобретение 44 самолетов модификаций C/D. Пока что никаких соглашений подписано не было. Но, как и в других странах, большую активность в деле перевооружения ВВС Польши проявили Франция, предлагая «Мираж 2000-5», и компания «Грипен Интернешнл». Что касается последней, то Польша также изъявляет желание приобрести около 60 самолетов «Грипен», и переговоры уже ведутся. Кто выиграет — американцы или шведы — пока неясно.
Румыния — одна из самых бедных стран Европы, но, как ни странно, имеет достаточно многочисленные ВВС. Одних только истребителей МиГ-21 насчитывается около 180 единиц, есть и 18 МиГ-29. Покупку новых самолетов Румыния вряд ли осилит. Возможны варианты: либо приобретение ранее эксплуатировавшихся машин, либо поставки в страну техники в рамках программ помощи. Однако румынское руководство решает проблему путем модернизации самолетов при помощи зарубежных, а не российских компаний. В частности, на основе МиГ-29 создана модификация «Снайпер». Проект был выполнен израильской фирмой «Элбит» совместно с румынской «Аэростар» под руководством германского концерна EADS. Однако, как отмечают эксперты, это демонстрационный самолет, созданный с целью показать, что некоторые западные бортовые системы можно установить на самолет МиГ-29. Расценивать же это как проект капитального ремонта не стоит.
Вообще в плане модернизации авиатехники у Румынии давние связи с Израилем, который всегда активно берется за переделку советской техники — от танков до автоматов. Однако не всегда это приводит к положительным результатам. Так. например, один из самолетов МиГ-21-2000 после израильской доработки разбился при выполнении полета. Специалисты и здесь отмечают, что израильские программы модернизации не столь эффективны и безопасны, как российские.
Пятимиллионная Словакия, которая тоже не прочь вступить в НАТО, собирается объявлять тендер на закупку новых, в том числе и авиационных вооружений. Идут разговоры о 18 новых самолетах, но пока неясно какого типа. Вполне возможно, что будут закуплены дозвуковые самолеты, возможно даже чешские штурмовики L-159. Что касается модернизации МиГ-29, которых имеется 24 единицы, то Братислава надеется на ее проведение Россией в счет погашения внешнего долга. Также развивается сотрудничество с Украиной, которая производит около 30% частей и механизмов для российских самолетов, имеет довольно развитую авиаремонтную промышленность и поэтому может оказаться хорошим партнером для ВВС Словакии.
Решение правительства Чехии приобрести истребители JAS-39 вызвало серьезные споры внутри страны. Население, которому эта покупка обойдется где-то в 10 тыс. крон с человека (при среднемесячной зарплате в 14 тыс.), считает, что такие самолеты для страны, которую «можно проехать на машине за шесть часов вдоль и за четыре -поперек», — непозволительная роскошь. Однако парламент эту сделку одобрил. Теперь чешские ВВС ждут 24 новых самолета. Примечательное заявление сделал министр обороны Чехии Ярослав Тврдик, когда узнал в ноябре 2001 г., что правительство все же решилось на сделку. «Произойдет серьезное укрепление обороноспособности республики и всей организации НАТО», — подчеркнул он. Укрепление обороноспособности альянса обошлось чехам, по официальным данным, в 50 млрд крон. Сделка проходила в сложных условиях. Имелось несколько предложений по реформированию ВВС: модернизация МиГ-29, закупка подержанных F-16 или вообще отказ от истребителей. Думается, что немалую роль в выборе самолетов «Грипен» сыграло то, что компания «Грипен Интернешнл» (как и в случае с Венгрией) с помощью шведских и британских фирм, инвестирующих в чешскую экономику около 75 млрд. крон, подготовила программу компенсации затрат чешского правительства на покупку самолетов до 150% от суммы контракта.
Отдельно стоит рассмотреть ВВС ФРГ. В наследство от ГДР им досталось 23 самолета МиГ-29. По отзывам немецких летчиков, это очень хорошие маневренные машины, но годятся они только для ближнего боя. Еще один плюс «мигов» — удобное кресло пилота (со слов немцев, лучше только в штурмовике «Альфа-Джет»). Однако имеющиеся самолеты ранних модификаций не подлежат дальнейшей эксплуатации и снимаются с вооружения. Вместо них ВВС оснастят истребителями «Еврофайтер-2000».
Однако существует совместное российско-германское предприятие MAPS, созданное при участии компаний РСК «МиГ», «Рособоронэкспорт» и германской EADS. Компания MAPS, образованная в 1993 г., занимается модернизацией самолетов «МиГ», состоящих на вооружении разных стран. Правда, некоторые государства, как, например, вышеупомянутая Румыния, на свой страх и риск привлекают к этому процессу иных исполнителей, что нередко сказывается на качестве.
Таким образом, рынок авиатехники стран Восточной Европы является весьма перспективным. Современные требования вынуждают страны региона тратить средства на закупку новых или модернизацию имеющихся самолетов. Первый вариант считается предпочтительным по политическим соображениям. Кроме того, как показывает пример «Грипен», одной из формул успеха при продаже самолета являются гарантии выгодных для страны-покупателя условий, вроде дополнительных инвестиций в ее экономику. Что касается России, то она может участвовать в освоении этого рынка, имея весьма неплохие шансы. Особенно если рассматривать возможность поставки наземных систем типа РЛС и ЗРС.
Тем не менее, стоит у читывать, что в конкурентной борьбе между американскими, российскими и европейскими компаниями большие преимущества будут иметь отнюдь не производители лучшей техники. А те, кто сможет объяснить всю политическую и экономическую выгоду от покупки его товара, и, что немаловажно, гарантировать выполнение своих обязательств.