Игорь Григорьев Начало XXI века ознаменовалось массовым развитием беспилотных летательных аппаратов /БПЛА/, которые, по уверениям американских экспертов, к 2025 году заменят 90% всех боевых самолетов. Во всяком случае, через 10 лет в США появятся более 8 тыс. беспилотников. И в этом не приходится сомневаться, особенно если принять во внимание те впечатляющие шоу, которые БПЛА устроили там, где их могли оценить в полной мере – над горами Афганистана и над пустынями Ирака.

PredatorИзвестно, что во время иракской войны США использовали свыше восьми различных типов БПЛА. Для сравнения: в Афганистане в боевых действиях участвовало лишь три типа и только один – во время операции «Буря в пустыне» в 1991 г.

Беспилотники превзошли в боевых действиях все ожидания, показав себя настолько многообещающе, что Пентагон, не торгуясь, принялся планомерно вкладывать доллары в дальнейшие разработки систем этого очень перспективного оружия. И в самом деле, БПЛА способны выполнять наиболее опасные задания. Они дешевле пилотируемых самолетов, и их использование полностью исключает гибель летчиков. При этом полеты БПЛА фактически ничем не отличаются от полетов пилотируемых самолетов и вертолетов. Эти аппараты оснащены бортовыми радиолокационными комплексами, системами наведения, всевозможными датчиками и видеокамерами.

За минувшее десятилетие Минобороны США вложило в программу развития Unmanned Aerial Vehicles (UAV) – такое обозначение получили беспилотники за океаном – свыше $3 млрд и не думает на этом останавливаться. Пентагон заявляет, что создаваемый в рамках программы JSF самолет – это пятое поколение пилотируемых многофункциональных истребителей. А вот следующее, шестое, уже будут представлять беспилотники. И судя по беспрецедентному развитию за последние годы БПЛА, так и произойдет.

Совсем не случайно в США была разработана 25-летняя программа развития НИОКР для беспилотной авиации. И она уже принесла ощутимые результаты в военных операциях, когда UAV прошли проверку боем на театре военных действий. Еще с 1986 г. американцы начали использовать разработанный израильтянами БПЛА Pioneer, который по прогнозам будет находиться на вооружении до 2007 г.

Понятно, что беспилотники ждут не дождутся в Объединенных вооруженных силах НАТО, в Европе, на вооружение которых они должны поступить до 2006 г. Планируется, что в Центральной Европе будут размещены около 60 тыс. таких аппаратов, из которых около 60% будут составлять малоразмерные БПЛА. А всего в странах Североатлантического альянса к 2006 г. беспилотных аппаратов будет насчитываться уже 110 тыс. При этом, как отмечается, НАТО, а также Израиль и ЮАР главную ставку делают на разработку разведывательных и многоцелевых БПЛА.

В минувшем году глава Министерства национальной безопасности США Том Ридж заявил о том, что беспилотные самолеты-разведчики будут патрулировать границы Соединенных Штатов. Кроме того, они пригодятся для борьбы с нелегальными иммигрантами и поспособствуют работе пограничных служб. «Мы планируем использовать эти аппараты для охраны границ на земле, в воздухе и на море», – подчеркнул министр.

EUROHAWKПентагон запланировал, что к 2012 г. на вооружении США будет эскадрилья из 12 UAV, которые смогут наносить бомбардировочные удары по противнику, без урона в живой силе. Мало того, чтобы не рисковать жизнями военнослужащих, управлять самолетами-роботами предусматривается со своих военных баз.

Программа развития БПЛА в США ставит задачу создания аппаратов, которые будут в состоянии обнаруживать людей на расстоянии в несколько миль. Они должны быть бесшумными и находиться в полете в течение нескольких недель. Пентагон замахнулся даже на сверхзвуковые UAV, обладающие большой дальностью полета.

Конечно, беспилотная авиация найдет себе применение и в мирных целях. В этой связи Федеральная авиационная администрация (FAA) разрабатывает нормативы, регламентирующие правила использования БПЛА для контроля за окружающей средой, дорожным движением, тушением лесных пожаров, проведения спасательных операций, а также для перевозки различных грузов. Аналитики предсказывают, что через 10 лет в США будет более 8000 беспилотников.

В мае 2002 г. в воздух поднялся Х-45А – технологический демонстратор многоцелевого боевого беспилотного аппарата, созданного Phantom Works и отделением беспилотных систем Boeing. Уже в первом 14-минутном полете аппарат достиг высоты 2500 м и развил скорость 360 км/ч. Взлетев с авиабазы в Калифорнии, Х-45А благополучно приземлился на аэродроме центра NASA. В ходе этого полета проверялись летные характеристики и управляемость аппарата с наземного пункта управления. За прошедшее время Х-45А совершил еще несколько испытательных полетов. Этот БПЛА имеет довольно непривычный вид и по аэродинамической компоновке здорово смахивает на бомбардировщик В-2А Spirit, выполненный по технологии stealth. Этот диковинного вида «невидимый» для радаров самолет, похожий на морского электрического ската, выполнен по схеме «бесхвостка», имеет стреловидное крыло с постоянной хордой. Как и у В-2А, у Х-45А интегральный фюзеляж с передним воздухозаборником и плоскими соплами двигателей. Размах крыла около 12 м. Тот факт, что американцы не пожалели на разработку этого аппарата $256 млн, говорит об определенных надеждах, которые они связывают с этим UAV, который вполне можно нацелить на, скажем, российские зенитные ракетные комплексы семейства С-300 или С-400.

На UAV Х-47В Northrop Grumman компания Smiths Aerospace установила управляющий компьютер последней модели и механизмы дистанционного управления. Помимо этого фирма разрабатывает технологию по дозаправке БПЛА в воздухе.

О большом потенциале беспилотных самолетов свидетельствует разведывательный самолет Global Hawk, дебютировавший в антитеррористической операции в Афганистане. С 1995 г., когда была запущена эта программа, фирма Northrop Grumman получила в общей сложности $1,6 млрд по контрактам за конструирование, разработку, проведение тестовых испытаний и производство, включая $302,9 млн, полученных в качестве премиальных за вторую партию дешевых систем.

Подразделение Northrop Grumman, занимающееся интегрированными системами, поставило для ВВС США седьмой Global Hawk для использования в разведывательных целях. Аппараты поступили в центр аэронавигационных систем Райт-Паттерсон, штат Огайо, для испытаний в условиях, максимально приближенных к действительности при полетах на больших высотах авиационных разведывательных систем, которые должны обеспечить командованию возможность принятия стратегических решений в ходе военных операций.

БПЛА Global Hawk летает на высотах более 20 км, иными словами, это высотный аппарат, недоступный для наземных средств ПВО. Он может находиться в воздухе в течение 32 ч, снабжен инфракрасными и радиолокационными датчиками с дальностью обзора около 60 км. Global Hawk способен совершить, например, перелет из Германии в Афганистан менее чем за 6 часов. Аппарат оснащен системой автоматической посадки, управляется с компьютеризированного рабочего места. В апреле 2001 г. Global Hawk совершил уникальный по продолжительности беспосадочный перелет из Калифорнии в Австралию, преодолев 12000 км. Успешно действовал этот аппарат в ходе антитеррористической операции в Афганистане и войны в Ираке.

Самолет программируется для выполнения задания еще до взлета. Пилоту, находящемуся, как это ни парадоксально звучит, на земле, остается лишь включить его, нажать несколько клавиш на пульте управления и затем следить на экране компьютера за полетом, во время которого самолету в случае необходимости можно изменить задание. Остальное аппарат делает сам.

Другая программа, на которую с полным основанием рассчитывает Пентагон, недвусмысленно называется Predator (Хищник). Его производитель – компания General Atomics (Сан-Диего, Калифорния). Около половины из запланированных 65 тыс. летных часов для испытаний были использованы в боевых действиях, в том числе во время иракской войны. Примерно треть этих БПЛА были потеряны по ряду причин: вражеский огонь, механические повреждения, ошибки пилота, рискованные полетные условия – главным образом из-за низкого уровня наземного управления, что пока случается довольно часто.

Вполне закономерно, что UAV предназначаются для многофункционального использования. Так, согласно опубликованным данным Пентагона, турбовинтовой RQ-I Predator во время войны в Афганистане вел боевые действия ракетами, тогда как ранее этот аппарат использовался лишь для разведки и целеуказания. В дальнейшем использовался при патрулировании «беспилотной зоны» в период операции «Свободу Ираку». Аппарат оснащен лазерным целеуказателем, осуществляющим подсветку выбранной цели и обеспечивающим самонаведение ракеты – первоначально ракеты запускались с другого самолета. Predator уничтожили около 12 наземных целей: батарей ПВО, ракетных пусковых установок, радаров и спутниковых тарелок иракского ТВ. В войне против Ирака американцы задействовали около полусотни БПЛА, в том числе Global Hawk и Predator.

Кстати говоря, идея модифицировать Predator для несения ракет Hellfire родилась после того, как этот аппарат, оснащенный ракетами, патрулируя в небе Йемена, выследил и уничтожил транспорт, перевозивший руководителей движения Талибан.

Модель Predator В, на постройку двух экземпляров которой General Atomics заключила контракт, имеет обозначения MQ – 9 Hunter Killer. Максимальный взлетный вес – 4500 кг, потолок – свыше 15 км. Базовая модель летает на высоте около 5 км. Этот аппарат рассчитан на более чем 30 ч полета с полезной нагрузкой 360 кг. На внешней подвеске Predator В способен нести 1350 кг груза.

Эффективным средством для ведения воздушной разведки зарекомендовал себя Shadow 200 RQ – 7А, созданный AAI Corporation of hunt Valley (штат Мэриленд). Размах крыльев этого тактического UAV – 3,9 м, максимальный взлетный вес – около 135 кг, полезная нагрузка – 27 кг. Скорость полета – 123 км/ч, продолжительность нахождения в воздухе – 5-6 ч, максимальная высота полета – 4,2 км, самолет оснащен ТВ и инфракрасными камерами.

Пентагон подписал контракт на девять таких аппаратов на сумму $86 млн для системы TUAV, каждая из которых включает в себя четыре БПЛА и две наземные контрольные станции. Поскольку глава Пентагона Дональд Рамсфелд потребовал трансформировать армейские соединения в легкие подвижные силы быстрого реагирования, то контракт на закупку Shadow можно рассматривать как один из первых шагов в этом направлении.

В рамках другой важной программы Northow Grumman поставляет серийные вертолеты RQ-8A Fire Scout для ВМС США. Совместно проведено более 50 успешных полетных испытаний, последние из которых включали в себя тестирование четырехлопастного несущего винта, который увеличил дальность полета. Northrop и ее партнер Schweizer Aircraft провели свыше 20 испытательных полетов с новым винтом, взятым с вертолета Schweizer, модель 333.

По прогнозам аналитиков БПЛА обещают стать чрезвычайно грозным и эффективным оружием будущего с уникальными техническими и боевыми характеристиками. Если при разработке обычных самолетов конструкторы ограничены возможностями человеческого организма выдерживать перегрузки, то беспилотный аппарат избавлен от подобных ограничений. Другими словами, беспилотнику можно придать более высокую скорость (до сверхзвуковой), маневренность, ракетно-бомбовую нагрузку, а также повышенную защищенность от радаров противника. При этом БПЛА гораздо дешевле нынешних самолетов и более простые в обслуживании. Согласно экспертным оценкам, их производство дешевле на 65%, а обслуживание – на 75%.

Помимо американцев, подобными проектами занимаются многие европейские страны – Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швеция, Нидерланды, Швейцария, Чехия, а также Израиль, ЮАР, Австралия.

Нельзя не признать, что в работах на этом направлении Европа существенно отстает от США. И понятно, что для Старого Света создание собственными силами боевого самолета нового поколения означает не только способность противостоять конкуренции американцев, но и еще один шаг к военно-технической независимости от заокеанского «большого брата». Впрочем, кооперация с США отнюдь не исключена. Так, еще в 2001 г. европейский авиакосмический и оборонный концерн EADS договорился о сотрудничестве с Northrop Grumman, обещая, что европейский аппарат не будет копией американских. Если, заметим, в США делается ставка на небольшие БПЛА – длиной не более 8 м, то европейский вариант должен быть сопоставим по своим параметрам с пилотируемыми самолетами. Планировалось создать беспилотник длиной 12 м и размахом крыльев 9 м при максимальном взлетном весе 8,2 т. В случае успешной реализации проекта первые прототипы европейских беспилотных ударных самолетов могут быть подняты в воздух в 2005-2010 гг., а поступить на вооружение – в 2016 г.

Французская фирма SAGEM разработала разведывательный БПЛА Grecerelle. Его длина – 2,7 м, размах крыла – 3,3 м, максимальная взлетная масса – 110 кг, включая полезную нагрузку массой 37 кг. Разведывательная аппаратура состоит из инфракрасного линейного сканера Cyclope IR 2000. При разведке высотой 300 м разрешающая способность сканера составляет 45 см. При наблюдении с высоты 2000 м разрешающая способность этого сканера составляет 20 см. Французская армия закупила две системы Crecerelle, в состав каждой из них входит 12 беспилотников. Этой же компанией разработан БПЛА Sperwer, в котором использована собственная конструкция планера.

Недавно EADS объединил усилия с компанией Dassault, которая занимается разработкой боевых БПЛА с конца 90-х, с целью создания демонстратора программы Neuron. Ранее Dassault стала партнером EADS по программе Euromale, предусматривающей создание UAV, способного летать на средних высотах и рассчитанного на долговременное использование. Все эти программы находятся под контролем министра обороны Франции Мишеля Альо-Мари. Каждая из них обойдется в 300 млн евро ($360 млн) и обе они открыты для других европейских партнеров. К программе Neuron также присоединились шведская фирма Saab и греческая HAI. Ожидается, что к ним присоединятся французские компании Thales и Sagem, а также итальянская Finmeccanica.

По мнению главы Dassault Шарля Эдельстена, демонстратор UAV – предшественник будущего европейского военного самолета, который заменит Rafale, Eurofighter, Gripen. «Это может быть как пилотируемый, так и беспилотный самолет, – заявил Ш. Эдельстен. – Я не верю, что пилотируемая авиация исчезнет вообще».Первый полет Neuron намечен на 2008 г., а Euromale – в конце 2006 или в начале 2007 г.

Возможно, Германия близка к тому, чтобы купить, по крайней мере, один Global Hawk. В прошлом году на уровне министров обороны США и Германии было заключено соглашение о совместной работе над проектом Euro Hawk, который является дальнейшим развитием американского Global Hawk. Еще раньше EADS и Northrop Grumman решили сотрудничать для продвижения этого БПЛА на европейский рынок. Его демонстрировали в Нордхольце, а к концу года должны быть сделаны конкретные предложения по созданию Euro Hawk, который представляется очень надежным аппаратом, предназначенным для разведки с больших высот и отвечающим разносторонним требованиям.

Мини-UAV Avatar производства Codarra Advanced Sustems (Австралия), весит всего 3,5 кг, но оснащен автопилотом и глобальной спутниковой навигационной системой GPS. Программное обеспечение JACK позволяет автономно использовать базы данных о различных маршрутах, нанесенных на картах с помощью компьютера. Благодаря этому аппарат может сам принимать решения и менять заданный курс, например, из-за погодных условий. Этот самолет предназначен для проведения тактического наблюдения и патрулирования за перемещением пехотных подразделений противника.

Мы рассказали далеко не о всех зарубежных разработках БПЛА – их значительно больше и для конструкторов на этом поприще широкое поле деятельности. Однако совсем небезынтересно узнать мнение самих летчиков, которым суждено «пилотировать» самолеты с земли, вместо того, чтобы занять привычное место в кабине. Например, американские пилоты вовсе не в восторге от того, что, освоив истребитель 4-го поколения, им приходится сидеть перед монитором на пункте управления и заниматься рутинной работой. Истинных покорителей неба такое положение дел, понятно, устроить никак не может. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов вопросы безопасности полетов, особенно в военной авиации, участвующей в боевых операциях. Ведь, что ни говори, а на борту человек – величайший фактор риска даже в гражданской авиации: более 70% летных происшествий приходится, как правило, на «человеческий фактор». Ну а на боевые задания пусть уже вылетают роботы.