Владимир Карнозов В отличие от многих других региональных выставок, быстро достигших своего «предела», аэрокосмический салон в Индии продолжает развиваться. Посещение базы ВВС Yelahanka около Бангалора в рамках Aero India стало обязательным пунктом для многих иностранных фирм. В этом году число стендов иностранных участников возросло до 236 (в 2003 г. – 174). Увеличилось и число индийских фирм с 74 в 2003 г. до 136. Посланцев далеких народов влекут в Бангалор многомиллиардные контракты, которые индийское правительство и авиакомпании регулярно выдают иностранным производителям военной техники и вооружения, гражданских самолетов и вертолетов, запасных частей и комплектующих.

МиГ-29М2 в Индии

Если Россия, в основном, продает Индии военную технику, то Европа и США делают упор на гражданскую. В этом году авиакомпания Kingfisher подписала с Airbus твердый контракт на десять А320 вместе с опционом еще на 20 авиалайнеров. Кроме того, Kingfisher взяла в лизинг у Airfinance еще 4 таких машины. А крупнейшая индийская частная авиакомпания, работающая на внутреннем рынке, приобретает десять Boeing-737NG в течение следующих 12 месяцев с первой поставкой в марте 2006 г. Каждый самолет обойдется Jet Airways от 45 до $60 долларов в зависимости от исполнения. Пополнив парк, этот перевозчик открывает свои первые международные полеты – в Лондон, Куала Лумпур и Сингапур. Новые американские лайнеры приходят и в Air India. Она берет в лизинг 5 777-200ER у американского перевозчика United Airlines; поставка в декабре 2004 г. – марте 2005 г.

На выставке другая индийская авиакомпания Air Deccan подписала контракт на поставку в течение пяти лет 30 новых самолетов региональных линий ATR-72-500, а так шести подержанных ATR-42/72. Сегодня в Индии уже три авиакомпании эксплуатируют 24 самолета семейства ATR. Один из них (Air Deccan ATR-42-500) демонстрировался на статической стоянке. На Aero India 2005 эта авиакомпания определила поставщика двигателей на 30 дополнительных A320, поставки которых начнутся в 2007 г. Выбор пал на модель IAE V2500.

Однако основными стали военные экспонаты Aero India 2005. Особенностью выставки этого года стало мощное участие ВВС США. На статической стоянке демонстрировались два истребителя F-15E Strike Eagle, заправщик КС-135, транспортный C-130J Hercules и морской патрульный P-3C Orion. А от американской промышленности выступал вертолет Bell 407SE, который, вместе с французским Fennec и российским Ка-226Т участвуют в тендере ВВС Индии на 60 средних вертолетов с перспективой увеличения заказа до 200 единиц.

Россия имела самую большую экспозицию из иностранных участников по общей площади стендов и шале. Но из реальных экспонатов с красными звездами на крыльях был только один – многоцелевой истребитель МиГ-29М2.

Впечатление о сегодняшнем «лице» индийской авиации дал парад авиационных средств ВС Индии в день открытия, в котором приняли участие до 50 самолетов и вертолетов ВВС, ВМС и Сухопутных Войск. Утром 9 февраля над головами собравшихся пронеслись такие интересные объекты, как дальний морской противолодочный самолет Ту-142, воздушный танкер Ил-78МКИ (который проводил показательную дозаправку в воздухе двух истребителей Mirage 2000H одновременно), вертолет радиолокационного дозора Ка-31, корабельные истребители вертикального взлета и посадки Sea Harrier.

Тройкой пролетели все построенные к тому времени прототипы легкого тактического истребителя Tejas (созданы по программе LCA – Light Combat Aircraft). В разные часы в воздух поднимались оба прототипа легкого реактивного учебного самолета HJT-36 (созданы по программе LTA). Вертолеты Dhruv (созданы по программе Advanced Light Helicopter, в классе взлетного веса 5,5 т) были представлены в нескольких исполнениях – для армейской авиации и ВВС, корабельном и гражданском. Из самолетов иностранной разработки, но местной сборки в параде участвовали Су-30МКИ, Jaguar, Dornier 228, вертолеты – Alouette 2/3.

Слетанность в групповых выступлениях показали индийские пилотажные группы на технике местного производства: учебно-тренировочных самолетах Kiran (Surya) и вертолетах Dhruv (Sarang). Индивидуальный пилотаж лучше всех смотрелся в исполнении индийских летчиков на истребителях Су-30МКИ.

Военные и устроители выставки особенно горды, что Индия – единственная страна мира, где стоят на вооружении сверхзвуковые многофункциональные истребители с управляемым вектором тяги. В конце прошлого года НПК «Иркут» завершил выполнение поставочного контракта, отгрузив 18 Су-30К и 32 Су-30МКИ. В 2004 г. началось выполнение лицензионного соглашения. К Aero India 2005 корпорация Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) собрала три Су-30МКИ из 140 запланированных к производству до 2017 г.

Пресс-конференция официальной российской делегации дала индийским журналистам представление о масштабах и перспективах индийско-российского военно-технического сотрудничества. Заместитель руководителя федеральной службы по ВТС Денисов сказал, что по предварительным расчетам, объем этого сотрудничества в 2004 г. составил $1,8 млрд. То есть из Индии пришло около одной трети всех средств, заработанных отечественным ОПК за рубежом в прошлом году. Перспективы сотрудничества на ближне-среднюю перспективу определены совместной программой ВТС до 2010 г.

Содержание данного документа не раскрывается. Известно, однако, что Индия желает получить морские ракетоносцы Ту-22М3 и разведчики Ту-22МР. И вместе с российскими фирмами разработать и запустить в производство истребитель пятого поколения.

Хорошие перспективы заново открываются в Индии перед самолетами РСК «МиГ». На пресс-конференции фирмы ее генеральный директор – генеральный конструктор Алексей Федоров сказал, что на «МиГе» продолжаются работы по истребителю пятого поколения в размерности МиГ-29. Если видение этого самолета у конструкторов Инженерного Центра им. А.И. Микояна и специалистов индийского министерства обороны окажутся близкими, возможно объединение усилий.

Похоже, что развитие событий идет именно по этому пути. На выставке представители ВВС Индии заявили о том, что индийские ученые из Aeronautical Development Agency ведут самостоятельную проработку Medium Combat Aircraft (MCA) – 20-тонного истребителя «уровня F-22».

Ранее предполагалось, что совместная российско-индийская программа пойдет на базе экспортного варианта нового истребителя разработки АХК «Сухой». Российские военные, ссылаясь на этот самолет, говорят о программе ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации). Облик машины, в целом, определился в прошлом году. Завершен эскизный проект и сформирован облик экспортного варианта. Предложения по последнему «Сухой» передал индийской стороне в конце 2004 – начале 2005 гг.

По словам генерального директора АХК «Сухой» М.Погосяна, новая машина – промежуточной размерности между МиГ-29 и Су-27. Она оснащается двумя двигателями НПО «Сатурн», которые разрабатываются по программе помодульного совершенствования АЛ-31Ф с использованием технологий АЛ-41. Но при таком раскладе новая «сушка» попадает в размерность 30 т, то есть на 10 т больше, чем хотят индусы.

Пока «Сухой» сверяет курс с индийскими партнерами, РСК «МиГ» начинает строительство прототипов самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ в варианте для ВМС Индии. Первый из них будет готов в конце нынешнего года. Основной объем летных испытаний пройдет в течение 2006 г. В работу уже включились офицеры группы ВМС Индии, которая занимается сопровождением проекта МиГ-29К. В частности, ее сотрудники работают над программным обеспечением бортового оборудования. Индийский флот заказал 12 одноместных и 4 двухместных МиГа для оснащения авианосца «Адмирал Горшков», который после переоборудования в России вступит в состав индийских ВМС под названием Vikramaditya. На выставке РСК «МиГ» объявил о подписании соглашений с несколькими индийскими фирмами по использованию их комплектующих на самолете МиГ-29К. В частности, по электронной начинке самолета, с фирмой Bharat и отделением корпорации HAL.

Самолет МиГ-29М2 каждый день поднимался в воздух, демонстрируя зрелищную программу из многочисленных маневров, в числе которых были «колокол», «кобра» и «хук». С предложением по МиГ-29М/М2 РСК «МиГ» участвует в тендере на поставку ВВС Индии 126 легких многоцелевых истребителей. Ей противостоят французская Dassault с Mirage 2000-5, американская Lockheed-Martin с F-16 и шведская SAAB, совместно с английской BAЕ Systems предлагающая Gripen.

ВВС Индии уже имеет 66 МиГ-29 ранних серий, которые требуют модернизации. В частности, планируется заменить БРЛС Н-019 на более совершенную. Среди вариантов – французские и израильские радары, а также «Жук-МЭ» (используется на МиГ-29К/СМТ/MRCA) и новый вариант «Копья» (МиГ-21бис UPG «Bison») корпорации «Фазотрон-НИИР». А в прошлом году началась работа по разработке варианта радара Н011М «Барс» (используется на Су-30МКИ) для установки на МиГ-29. Он получил обозначение «Барс-29».

На Aero India 2005 макет «Барс-29» выставлялся впервые. Он демонстрировался на стенде «Российского Авиаприборосторительного Альянса». Конструктив радара отличается от Н011М. В частности, применяется новая фазированная антенная решетка с электронным сканированием луча. Она имеет меньший диаметр, чтобы поместиться в обводы носовой части МиГ-29. Между «Барс-29» и Н-011М, однако, планируется значительная унификация по блокам и ПО. Специалистам подмосковного НИИП, где проектируется этот радар, еще предстоит много поработать над его адаптацией к МиГ-29. В частности, снизить вес с нынешних 450 кг до приемлемых 250-280 кг.

На стенде «Альянса» демонстрировалась еще одна новинка – метеолокатор разработки ОАО «Контур-НИИРС». Он предлагается на новые индийские самолеты, в том числе двухмоторный самолет местных линий Saras. Эта перспективная 15 местная машина с двумя канадскими двигателями Pratt&Whitney Canada PT6-66 мощностью по 850 л.с. и малошумными толкающими винтами впервые взлетела в августе 2004 г. На Aero India 2005 она участвовала в программе летного показа.

«Сарас» разработан в National Aerospace Laboratories (NAL), причем его облик определился в ходе совместного творчества с ММЗ им. Мясищева и ЦАГИ. Сертификация ожидается в 2007 г. ВВС Индии выступают в качестве первого покупателя, с заказом на шесть машин. Они будут использоваться как связные и учебные. Но «Сарас» разработан, главным образом, как пассажирский самолет местных воздушных линий для полетов с жарких высокогорных аэродромов.

На выставке главком ВВС Индии маршал Tyagi сказал журналистам, что подготовлен закупочный контракт на 40 истребителей Tejas, созданных в рамках программы Light Combat Aircraft (LCA). Они будут построены в независимости от готовности двигателя Kaveri, который в настоящее время проходит доработки и испытания с участием российских организаций. Однако Kaveri вряд ли поступит в производство до конца текущей декады. Поэтому первые партии серийных самолетов будут оснащаться американскими моторами GE F404-GE-IN2о.

Первая партия из 20 машин поступит в ВВС уже в 2008-2009 гг. и достигнет боевой готовности к 2010-2012 гг. Прототипы LCA к настоящему моменту налетали 350 ч по программе летных испытаний. В настоящее время индийские специалисты работают над новым вариантом LCA – двухместным учебным истребителем. Это будет переработанный самолет с увеличенным радиусом действия, который сегодня ограничен 800 км.

По мнению некоторых экспертов, программу LCA через некоторое время закроют, поскольку разработка самолета и двигателя неоправданно затянулась. Один из признаков этого – начало нового проекта в такой же размерности. На Aero India 2005 впервые заявлялся проект трансзвукового УБС и штурмовика HJT-39. Он создается по программе Twin Engine Combat Attack Trainer (TECAT). Максимальный взлетный вес машины без вооружения – 7,5 т, с боевой нагрузкой – 9,5 т. В качестве силовой установки используются два двигателя НПО «Сатурн» АЛ-55 с тягой по 2200 кг. Этот мотор, в варианте с тягой 1800 кг, уже выбран для индийского легкого учебного самолета HJT-36. При запуске новой программы первый полет можно ожидать через три с половиной года, а на завершение НИОКР и начала серийного производства нужно 8 лет. Увидеть полноразмерный макет самолета, возможно, будет можно через два года, на следующей, шестой по счету, выставке Aero India. Она пройдет 7-11 февраля 2007 г.