По материалам Департамента общественных связей
ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»

Общая для всех авиакомпаний мира проблема правонарушений на борту воздушных судов с середины 1990 гг. стала предметом особого внимания со стороны авиакомпаний. С этого периода наблюдался лавинообразный рост фактов хулиганского поведения авиапассажиров и Служба авиационной безопасности «Аэрофлота» разработала специальную программу предотвращения нарушений правил поведения на борту и борьбы со злостными хулиганами. В результате принятых мер снижение динамики роста правонарушений в 2005 г. можно расценивать как положительный результат «Аэрофлота».

Служба авиационной безопасности ОАО «Аэрофлот» подвела предварительные итоги статистики правонарушений со стороны пассажиров на борту самолетов авиакомпании в 2005 г. По сравнению с прошлым годом количество официально зарегистрированных фактов увеличилось на 8 % и составило 99 случаев. (В 2004 г. увеличение составило 11 %, а всего было зафиксировано 92 правонарушения). Около 70 % из них произошли с пассажирами, находившимися в состоянии сильного алкогольного опьянения, и более чем в 40 % случаев пассажиры были переданы по прилету местным правоохранительным органам, как в России, так и за рубежом. 22 пассажирам было отказано в обратной перевозке.

Традиционно количество «воздушных хулиганов» возрастает в период высокого сезона, когда значительно увеличивается пассажиропоток. В январе 2005 г. в аэропорту Кефлавик вынужденную посадку совершил лайнер, следовавший по маршруту Москва – Торонто. Причиной стал пассажир, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения и своими действиями угрожавший безопасности полета. В марте на рейсе из Токио при подлете к аэропорту «Шереметьево» пассажир начал угрожать экипажу, требуя продолжить полет в Чечню. После посадки он был сдан сотрудникам ФСБ и ЛУВД. В июне за хулиганские действия с рейсов авиакомпании были сняты два пассажира.

Из-за несовершенства российского законодательства, авиакомпаниям, во многом, приходится самим решать эту проблему. «Аэрофлот» создал базу данных по фактам нарушения пассажирами правил поведения на борту. На основании этих данных экипаж заранее предупреждается о нахождении в самолете потенциального нарушителя. В случае факта хулиганства авиакомпания имеет право аннулировать обратный билет.

Действенным инструментом пресечения случаев нарушения общественного порядка на борту воздушных судов является сопровождение некоторых рейсов специально подготовленными сотрудниками. С участием сотрудников группы сопровождения в 2005 г. было предотвращено до 40 % хулиганских действий.

По словам заместителя начальника службы авиационной безопасности ОАО «Аэрофлот» Азата Зарипова, позиция авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» в отношении к фактам хулиганства на борту самолетов и в аэропортах известна — ни один факт хулиганства на борту не должен оставаться безнаказанным. «Изменить ситуацию обещают и новые законы, над проектами которых работают авиационные власти и российские авиакомпании. Ужесточение ответственности пассажиров за нарушение правил поведения на борту и в аэропорту предусматривается в имеющихся проектах федеральных законов «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «О внесении дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Авиакомпании решение проблемы видят в подготовленном ими проекте всеобъемлющего Федерального закона «О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», — подчеркнул Азат Зарипов.