Константин Дьяконов АО «Моторсервис ПМ» создано в трудные для ОАО «Пермские моторы» и всей авиационной промышленности годы перестройки. Отсутствие в надлежащем объеме госзаказа, нерегулярность платежей, долги, проблемы с выплатой заработной платы сотрудникам завода, в том числе специалистам, поддерживающим летную годность авиационной техники, вызвало острую необходимость создания, в качестве первого шага, юридически самостоятельного акционерного общества по обслуживанию продукции Пермского моторостроительного комплекса в Московской зоне, наиболее насыщенной авиатехникой, особенно вводимого в эксплуатацию нового двигателя ПС 90А.

Закрытое акционерное общество «Моторсервис-ПМ», созданное как лидерная организация по совершенствованию системы послепродажного обслуживания свыше десяти лет назад, самостоятельно и успешно справляется с задачами по сопровождению эксплуатации всех авиационных двигателей и вертолетных редукторов, выпущенных предприятиями Пермского моторостроительного комплекса и эксплуатируемых в аэропортах Московского региона и за его пределами.

ЗАО «Моторсервис-ПМ» обеспечивает круглосуточное обслуживание двигателей в Московском регионе на основании договоров, заключаемых с авиакомпаниями и подразделениями государственной авиации, включая контракты с Министерством обороны РФ, а также с предприятиями холдинга ОАО «ПМ» и предприятиями-разработчиками авиационной техники (ОАО «Авиадвигатель», ФГУП «Завод им. В.Я.Климова», МВЗ им. М.Л.Миля).

Одной из ключевых задач ЗАО «Моторсервис-ПМ» является обеспечение безопасности полетов, а также исключение простоев и задержек вылетов самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ту-134, связанных с неисправностями силовых установок. Прежде всего, это касается двигателей-флагманов российского авиапрома в гражданской и военной авиации: ПС-90А и ПС-90А-76, Д-30 II и III серий, Д-30Ф6, ТВ2-117А (АГ) и вертолетных редукторов ВР-8, ВР-14.

В перспективе предполагается сопровождение эксплуатации стационарных газотурбинных установок, производства Пермского моторостроительного комплекса.

Для обеспечения надежной эксплуатации авиатехники, регулярно и оперативно выполняются разовые и периодические проверки узлов и деталей современными приборами, осуществляются необходимые регулировки параметров и доработки конструкции непосредственно в аэродромных условиях. В ЗАО работают опытные специалисты, постоянно повышающие свою квалификацию и аттестуемые по всем видам работ. Благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству ЗАО с лабораториями диагностики авиационно-технических центров АТЦ ОАО «Аэрофлот» и ОАО «ДАЛ», выявление дефектов двигателей ПС-90А и их устранение производится в кратчайшие сроки, что позволяет бесперебойно выполнять рейсы с «разворота» при стоянке в течение 1–1,5 часа. Это особенно важно в условиях интенсивного графика полетов.

В июле 2005 года специалисты ЗАО «Моторсервис-ПМ» приняли участие в создании базы по техническому сопровождению двигателей ПС-90А на Кубе в авиакомпании Cubana de Aviacion. Это первый успешный выход «Пермских моторов» с двигателями ПС-90А на международный рынок авиаперевозок. В течение трех месяцев инженер ЗАО В.В.Ляховский осуществлял техническое сопровождение эксплуатации двигателей на самолете Ил-96-300 № 96006, зафрахтованном по договору аренды в авиакомпании «Домодедовские авиалинии».

Наиболее острыми вопросами для авиакомпаний являются те, что связаны с регулярностью вылетов самолетов. В рыночных отношениях расходы от простоев самолета по техническим причинам очень высоки, поэтому ОАО «Пермский моторный завод» совместно с ОАО «Авиадвигатель» и ЗАО «Моторсервис-ПМ» организовал работу по практической продаже моточасов двигателя ПС-90А в полете и на земле. Учитывая прямой интерес к исправности двигателя, к его надежности и максимальной наработке, ОАО «Пермский моторный завод» особое внимание сконцентрировало на выполнении договорных обязательств, на предложениях и замечаниях эксплуатанта, вопросах ресурсов комплектующих изделий.

Результат не заставил себя долго ждать: при всей сложности двигателя ПС-90А практически нет простоев самолетов из-за неисправности силовых установок. Примером этому может служить суточный налет самолетов Ил-96-300 в авиакомпании «Аэрофлот» по 12–13 часов и наработка в этой же компании в 2005 году двигателя ПС-90А без съема с крыла – 8018 ч, и наработка на отказ, приведший к выключению двигателя в полете по конструктивно-производственным недостаткам, – 79 074 ч.

Инженерно-авиационной службой и службой качества ЗАО «Моторсервис-ПМ» ведется ежедневный сбор сведений о всех работах, проделанных на двигателях за сутки, с глубоким анализом, статистической и математической обработкой поступившей информации, для дальнейшей количественной и качественной оценки результатов технического обслуживания двигателей специалистами организации. Это позволяет своевременно воздействовать на результаты работы путем дополнительного обучения и внедрения новых методов или приборов.

За время своей деятельности ЗАО «Моторсервис-ПМ» снискало заслуженное признание и уважение не только отечественных, но и зарубежных авиационных компаний.

Одним из подтверждений высокой эффективности работы ЗАО «Моторсервис-ПМ» и его вклада в обеспечение безопасности полетов и повышение востребованности российской авиационной техники могут служить слова генерального директора – генерального конструктора Пермского моторостроительного комплекса А.А. Иноземцева, который, обобщая положительные отзывы многочисленных заказчиков, отметил: «Сегодня «Моторсервис-ПМ» занимает важное место среди предприятий Пермского моторостроительного комплекса, а предлагаемый ЗАО полный комплекс услуг, обеспечивающих бесперебойную эксплуатацию двигателей на крыле в течение всего жизненного цикла, позволяет повысить конкурентоспособность пермских двигателей».

С первых дней образования ЗАО «Моторсервис-ПМ» решалась главная задача: создание высококвалифицированного коллектива авиатехников и инженеров и развитой материально-технической базы. Ее успешное решение во многом было обусловлено проводимой в ЗАО «Моторсервис-ПМ» целенаправленной технической политикой. Производственные подразделения были оснащены современными средствами неразрушающего контроля: жесткими и гибкими эндоскопами последнего поколения, позволяющими
выполнять качественное визуальное наблюдение труднодоступных мест, проводить измерения, документировать изображение с помощью цифровой фото- и видеотехники и передавать его посредством электронной связи разработчику; высокопроизводительными ультразвуковыми и вихретоковыми дефектоскопами, позволяющими выявлять внутренние дефекты в деталях двигателей и редукторов, а также высокопрочным специальным и общего применения слесарно-монтажным инструментом, соответствующей прогрессивной технологической оснасткой, быстродействующими электронно-вычислительными средствами, оргтехникой и автотранспортом.

Для решения основной задачи своей деятельности – обеспечения безопасности полетов в ЗАО была создана и успешно внедрена система качества в соответствии с требованиями авиационных органов гражданской и государственной авиации. Получены сертификат соответствия гражданской авиации РФ, лицензия Росавиакосмоса, сертификат соответствия Военного регистра РФ и сертификат Укравиатранса.

Был согласован и утвержден перечень из 32 нормативных документов, регламентирующих производственную деятельность Общества, в соответствии с которым разработаны и внедрены директивные положения и стандарты предприятия.

В ЗАО ведется регулярный учет, систематизация и анализ выявленных неисправностей, учет съема дефектных узлов и агрегатов и установки исправных изделий с передачей необходимой информации взаимодействующим с ЗАО предприятиям и организациям.

Постоянно проводится учеба по повышению уровня знаний инженерно-технического состава. Помимо углубленного изучения теории, идет освоение опыта эксплуатации, достигнутого производственными подразделениями «Моторсервис-ПМ» и обслуживаемых авиакомпаний. Приказом директора в офисе ЗАО «Моторсервис-ПМ» регулярно проводятся «Дни качества». Все это позволило его специалистам внести значительный вклад в доводку и продвижение в серийную эксплуатацию двигателей ПС-90А и ПС-90А-76.

Каждые три года все авиаспециалисты, связанные с техникой, проходят аттестацию на соответствие квалификации и подготовленности к выполняемой работе.

У специалиста ЗАО «Моторсервис-ПМ» нет второстепенных проблем, вопросов, мелочей в работе, он твердо знает: чтобы полет был безопасным, необходимо строго соблюдать требования действующей эксплуатационно-технической документации.

Помимо стандартного перечня услуг, предлагаемых заказчикам серийными предприятиями авиапрома, ЗАО «Моторсервис-ПМ» участвует совместно с разработчиками и институтами гражданской авиации и ВВС в подконтрольной эксплуатации авиатехники с целью повышения ее ресурсных показателей без снижения уровня надежности. Это снижает эксплуатационные расходы авиакомпаний и уменьшает затраты на поддержание необходимого уровня исправности авиатехники, эксплуатируемой в подразделениях государственной авиации, что является весьма значимым в условиях ограниченного финансирования.

Качество эксплуатационного обслуживания, в числе прочего, достигается и качеством эксплуатационной документации по выполнению доработок и проверок авиатехники, в отработке которой на технологичность и выполнимость в условиях эксплуатации участвуют специалисты ЗАО «Моторсервис-ПМ».

Среди инженерно-технического персонала ЗАО «Моторсервис-ПМ» выпускники МАИ, МАТИ, МГТУ ГА, МВТУ им. Баумана, ППИ, КАИ, ХАИ, КИИ ГА, Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, высших военных авиационных училищ, техникумов, гражданских и военных авиационных технических училищ.

Часть работников ЗАО без отрыва от производства повышают свое образование в высших учебных заведениях, один готовится к защите диссертации на тему: «Структурный синтез модели управления качеством ТО ВС в ГА».

За успешную трудовую деятельность и службу в Вооруженных силах многие работники отмечены государственными наградами и памятными знаками.

В 2005 году начальник производства ЗАО «Моторсервис-ПМ» С.С. Сухих занесен в Книгу почета Пермского моторостроительного комплекса с вручением золотого нагрудного знака.

В текущем году руководителю ЗАО Л.В.Пименову присвоено звание «ПОЧЕТНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬ», а ведущий инженер ЗАО А.Е.Иванчиков награжден почетной грамотой Минпромэнерго России.

Учитывая, что значительную роль в эксплуатации техники играет человеческий фактор, в ЗАО «Моторсервис-ПМ», наряду с требовательностью к профессиональным качествам сотрудников и производственной дисциплине, созданы все условия для проявления лучших их качеств: здоровый психологический климат, дружеские взаимоотношения, взаимозаменяемость. Этому способствовала преемственность традиций, сложившихся за годы существования (с июня 1937 г.) коллектива московского представительства завода № 19 (ныне – «Пермские моторы»), на базе которого создано ЗАО, постоянное общение с ветеранами представительства, такими как Е.М. Саратов и Б.М. Митрофанов, проработавшими в сфере сопровождения эксплуатации авиатехники более 50 лет, а также тесные связи с эксплуатационными службами предприятий комплекса.

Оперативность и высокое качество услуг, отлаженная работа маркетинговой службы, тесное взаимодействие с предприятиями Пермского моторостроительного комплекса, предприятиями разработчиками и институтами гражданской авиации и ВВС позволили ЗАО «Моторсервис-ПМ» создать репутацию высокопрофессионального, надежного партнера. В этом немалая заслуга руководителя ЗАО Леонида Васильевича Пименова и его ближайших помощников.

Наличие качественного послепродажного сервисного обслуживания, соответствующего мировым требованиям, – обязательное условие поддержания конкурентоспособности российской авиационной техники. В особенности это важно при заключении международных контрактов.

«Качество и надежность превыше всего» – вот девиз в работе ЗАО «Моторсервис-ПМ», который позволяет с уверенностью смотреть в будущее и успешно осуществлять производственную деятельность, привлекая внимание новых заказчиков к широкому спектру наших услуг.

г. Москва,
тел/факс: (495) 68535904
E-mail: motorservis-pm@mtu-net.ru