Вячеслав Богуслаев,
президент ОАО «Мотор Сич»

Як-130

В отечественном авиадвигателестроении, а также в мировом сообществе производителей авиационных двигателей хорошо известно имя «Мотор Сич», которому в 2007 году исполняется 100 лет.

Запорожское ОАО «Мотор Сич», летопись которого начинается с 1907 года, сегодня занимает одно из ведущих мест среди мировых авиастроительных фирм. Товарный знак предприятия – символ надежной, экономичной, экологичной продукции.

Авиационное направление деятельности завода началось с выпуска в августе 1916 года первого поршневого двигателя жидкостного охлаждения «Дека» М-100 для четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

Сегодня Акционерное Общество «Мотор Сич» – стабильно работающее предприятие с самым современным оборудованием, постоянно совершенствующее технологию производства с учетом последних достижений науки и техники. Внедрение новых технологий в производство обеспечивает высокую конкурентоспособность авиадвигателей ОАО «Мотор Сич».

90-летний опыт работ по разработке, производству, ремонту и сопровождению в эксплуатации авиационных двигателей позволяет предлагать нашу продукцию и услуги заказчикам по всему миру. Более ста стран эксплуатируют продукцию ОАО «Мотор Сич», что является убедительным подтверждением высокой марки нашего предприятия.

Запорожские моторостроители предлагают на мировой рынок двигатели, выпускаемые на сертифицированной производственной базе. Система качества ОАО «Мотор Сич» сертифицирована транснациональной фирмой BUREAU VERITAS QUALITY INTERNATIONAL (BVQI) на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 применительно к производству, ремонту и техобслуживанию авиадвигателей, газотурбинных приводов и проектированию газотурбинных электростанций.

Большое внимание на предприятии уделяется освоению производства новых перспективных, а также дальнейшему повышению эффективности выпускаемых двигателей путем создания более экономичных и надежных модификаций.

Накануне своего векового юбилея, мы традиционно участвуем в одном из престижных международных авиакосмических салонов «Farnborough International– 2006 » (г.Фарнборо, Великобритания, 17-23 июля).

На выставке будет представлен малоразмерный турбореактивный двухконтурный двигатель МС-400П предназначеный для установки на легкие летательные аппараты, в первую очередь беспилотные.

Основные достоинства двигателя – низкие удельная масса и расход топлива, быстрый пневмозапуск на земле и в широком диапазоне высот и скоростей полета, устойчивость к неравномерности воздушного потока на входе в двигатель, компактная одновальная конструкция, встроенный электрогенератор, обеспечивающий питание систем летательного аппарата, электронно-гидравлическая система автоматического управления, не нуждающаяся в регулировке во время хранения и экстлуатации.

В настоящее время на предприятии ведется интенсивная подготовка к серийному производству авиационных двигателей: Д-27, АИ-222-25, АИ-25ТЛШ, АИ-450, Д-36 серии 4А, Д-436-148, АИ-450-МС для самолетов Ан-70, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148, а также для переоснащения находящихся в эксплуатации Як-42, Ми-2 и L-39.

Большой интерес в нашей перспективной программе вызывают двигатели семейства АИ-222 (результат совместного сотрудничества ГП «Ивченко – Прогресс», ОАО «Мотор Сич» и ФГУП «ММПП «Салют») для учено-тренировочных и учебно-боевых самолетов, используемых как при подготовке курсантов, так и для поддержания мастерства военных пилотов.

Двигатель АИ-222-25 максимальной тягой 2500 кгс предназначен для учебно-боевого самолета Як-130, который в ближайшее время поступит на вооружение ВВС России. Высокие технические данные двигателя в сочетании с совершенной аэродинамикой планера самолета и цифровой перепрограммируемой элекродистанционной системой управления обеспечивают Як-130 маневренные характеристики в дозвуковом диапазоне скоростей полета, соответствующие истребителям 4-го и 5-го поколений, что дает возможность подготовить пилотов для самолетов Су-30 и МиГ-29, F-15, F-16 и др.

Двигатель Д-436-148, устанавливаемый на новейший украинско-российский самолет Ан-148, предназначен для эксплуатации на магистралях протяженностью от 2000 до 7000 км. Первый полет Ан-148 состоялся 17 декабря 2004 года и сейчас самолет заканчивает программу летных сертификационных испытаний, за которыми пристально наблюдают авиакомпании всего мира.

Успешно проходит летные испытания вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-450-МС, который используется в составе вспомогательной силовой установки самолета Ан-148. Разрабатывали АИ-450-МС конструкторы ОАО «Мотор Сич» с применением новых современных методов комптьютерного проектирования всех деталей и узлов. Благодаря этому процесс разработки занял всего девять месяцев, а созданный электронный макет позволил выполнить сборку двигателя и его монтаж в мотоотсек без доработок самолета и двигателя.

В настоящее время предприятие осваивает производство двигателей семейства АИ-450 мощностью на взлетном режиме от 456 до 550 л.с., и предназначенных для установки на вертолеты Ка-226, «Ансат» и ранее выпущенные Ми-2. Турбовинтовая модификация этого двигателя может быть установлена на легкие самолеты Як-58 и Бе-130, учебно-тренировочные Як-152 и Су-49 и беспилотные летательные аппараты.

Результатом совместной работы ОАО «Мотор Сич» и ФГУП «Завод им. В.Я. Климова является турбовальный двигатель ВК-2500, предназначенный для новых модификаций российских вертолетов. Он обладает повышенной мощностью до 2400 л.с. на взлетном режиме, а по топливной экономичности и весовым характеристикам находится в ряду лучших мировых образцов. Вертолеты с двигателями ВК-2500 имеют увеличенную скорость и улучшенную маневренность, более приспособлены к эксплуатации в высокогорных районах с жарким климатом.

На протяжении многих лет несколько тысяч выпущенных нашим предприятием двигателей семейства ТВ3-117 успешно эксплуатируются во многих странах мира и зарекомендовали себя как одни из самых надежных и безотказных в этом классе.

Для повышения летно-технических характеристик и боевого потенциала вертолетов на предприятии создана новая модификация двигателя ТВ3-117В серии 02 мощностью 2500 л.с. и теми же массово-габаритными характеристиками и установочными размерами, что и базовые. Опытный образец двигателя успешно прошел стендовые испытания и в настоящее время ведутся работы по получению в АР МАК сертификата типа. Ранее выпущенные двигатели семейства ТВ3-117 могут быть доработаны в конструктивный профиль ТВ3-117В серии 02 в ходе капитального ремонта на ОАО «Мотор Сич».

Участие в авиакосмическом салоне для нас – это и смотр достижений, и мощная реклама новой техники, а также обмен научно-технической информацией, налаживание новых контактов, совместных проектов, плодотворные встречи с заказчиками и прямой путь на рынки.

ОАО «Мотор Сич»
ул. 8-го Марта, 15, г. Запорожье
69068, Украина
Тел.: (380612) 61-47-77
Факс: (380612) 65-58-85