Вячеслав Богуслаев

Прошедший XX век был веком зарождения и стремительного развития авиации. Мотор дал человеку возможность лететь туда, куда он хочет, а не туда, куда позволяет природа, и прогресс в авиадвигателестроении внес основной вклад в то, что незатейливые, деревянные, обтянутые перкалью «небесные тихоходы» превратились в многотонные сверхзвуковые машины.
Практически ровесник авиации Запорожское Открытое Акционерное Общество «Мотор Сич» было основано в 1907 году как литейный завод по производству сельхозинструмента. В 1916 году, в самый разгар Первой мировой войны, предприятие перепрофилировалось и заключило контракт с техническим отделом Главного военно-технического управления России на изготовление и поставку авиационных двигателей типа «Бенц» и «Мерседес».
В настоящее время ОАО «Мотор Сич» специализируется на разработке, производстве, ремонте и сервисном сопровождении двигателей для военной и гражданской авиации, энергетических установок, промышленных приводов и товаров народного потребления.
Авиационные двигатели нашего производства устанавливаются на летательные аппараты, разрабатываемые всемирно известными самолето- и вертолетостроительными ОКБ Российской Федерации — Г.М. Бериева, С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, Н.И. Камова, М.Л. Миля и др., а также украинского ОКБ имени О.К. Антонова. Кроме того, наши двигатели устанавливают на свои самолеты фирмы-изготовители авиационной техники в Чехии и Китае — Aero Vodochody и HONGDU. Традиционными партнерами — разработчиками наших авиационных двигателей являются ГП «Ивченко-Прогресс» (г. Запорожье) и ФГУП «Завод им. В.Я.Климова» (г. Санкт-Петербург).
Сегодня двигатели ОАО «Мотор Сич» эксплуатируются более чем в 120 государствах мира. Среди них: АИ-20, АИ-24, АИ-25, АИ-25ТЛ, ТВ3-117, Д-36, Д-436, Д-136, Д-18Т, Д-436Т1/ТП, ТВ3-117ВМА-СБМ1 и ВК-2500.
В настоящее время на предприятии ведется интенсивная подготовка к серийному производству авиационных двигателей АИ-222-25, Д-36 сер. 4А, Д-27, АИ-25ТЛШ, ВК-1500, АИ-450, ВК-1500ВК, ВК-1500ВМ для самолетов Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-70, L-39, Ан-3, Ан-38, Бе-132МК, и вертолетов Ка-226, Ка-60, Ми-8Т.
В результате творческого содружества постоянных партнеров, в 1997 году создан турбовинтовой двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 для регионального самолета Ан-140. С целью максимального использования узлов и деталей базового двигателя и сокращения сроков его создания, опираясь на предыдущий опыт совместных работ с конструкторами ФГУП «Завод им. В.Я. Климова», специалисты ОАО «Мотор Сич» выбрали схему с внешним валом винта и задним выносным редуктором, являющимся одновременно коробкой самолетных агрегатов.
Дальнейшее улучшение конструкции двигателя с учетом технологических особенностей изготовления двигателя и возможных изменений условий эксплуатации было проведено совместно с конструкторами ГП «Ивченко-Прогресс». В 2000 году двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 получил сертификат типа АР МАК и передан в серийное производство на ОАО «Мотор Сич».
Концепция создания турбовинтовой модификации на базе серийного турбовального двигателя соответствует международным тенденциям развития авиатехники, направленным на сокращение общих затрат, сроков внедрения и обеспечения успешных результатов за счет применения проверенных конструкторских и технологических решений. С полной уверенностью можно сказать, что созданный в Запорожье двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 является ярким примером интеграции высоких достижений многих предприятий авиационного профиля двух государств.
Еще более очевидным ее результатом является самолет Ан-140, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями ТВЗ-117ВМА-СБМ1. Максимальный чрезвычайный режим двигателя, предусмотренный на случай отказа одного из них, обеспечивает возможность продолжения полета и последующей посадки самолета. Малошумные шестилопастные винты АВ-140 силовой установки Ан-140 созданы на Научно-производственном предприятии «Аэросила» (г. Ступино). Электронная система автоматического управления двигателями, разработанная ОАО «Стар» (г. Пермь), обеспечивает такой диапазон изменения величины оборотов воздушных винтов, благодаря которому уровни шума на местности и в салоне удовлетворяют жестким мировым стандартам.
В качестве вспомогательной силовой установки (ВСУ) на Ан-140 используется двигатель АИ9-ЗБ, разработанный ГП «Ивченко-Прогресс» совместно с ОАО «Мотор Сич». Он предназначен для запуска маршевых двигателей, привода электрического генератора и подачи сжатого воздуха в систему кондиционирования самолета Ан-140.
Пассажирский самолет Ан-140 базовой конфигурации рассчитан на перевозку 52 пассажиров. Самолет имеет основной багажный отсек объемом 6 м3, а для размещения дополнительных грузов может быть использован дополнительный грузовой отсек объемом 3 м3, расположенный под полом грузовой кабины. Дизайн и функциональность всех элементов интерьера продуманы до мелочей, и благодаря этому самолет Ан-140 является наиболее эффективным и комфортабельным региональным самолетом для регулярной эксплуатации в любых климатических условиях как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях.
Вся продукция ОАО «Мотор Сич», предлагаемая на мировой рынок, обладает высокими функциональными характеристиками и выпускается на сертифицированной производственной базе. Залогом успешного развития двигателестроения в Украине может служить только наше дальнейшее тесное сотрудничество с проектными, научно-исследовательскими и другими специализированными организациями России, прежде всего с самолето- и вертолетостроительными ОКБ и отраслевыми институтами Российской Федерации: ЦИАМ, ЦАГИ, ВИАМ, НИАТ, НИИД, ЛИИ, ГосНИИ ГА, серийными заводами-изготовителями самолетов и вертолетов.
На протяжении века производственная деятельность предприятия ОАО «Мотор Сич» неразрывно связана с развитием и совершенствованием авиации, созданием отлаженной системы сервисного обеспечения поставляемой заказчикам продукции, что позволяет оказывать конкурентоспособные услуги по техническому обслуживанию двигателей практически в любой точке земного шара.
В целях взаимовыгодного и перспективного сотрудничества по созданию, изготовлению и эксплуатации авиационной техники мы всегда открыты для всех заинтересованных в расширении своих связей предприятий и организаций.

ОАО «Мотор Сич»
Украина, 69068
г. Запорожье, ул. 8-го Марта, 15
Тел. +38 (061) 720-47-77
Факс +38 (061) 720-50-00
E-mail: motor@motorsich.com
www.motorsich.com