Первое, о чем рассказали «Авиапанораме» генеральный директор ОАО «Авиасалон» Дмитрий Шулепов и президент ОАО «Авиасалон» Юрий Нагаев в разговоре о предстоящем МАКС-2007 – это мероприятия, проводимые после МАКС 2005 организаторами авиасалона в интересах повышения его представительности, удобства для участников и посетителей, безопасности, зрелищности. При всем этом основополагающие задачи, в первую очередь – возвращение авиасалону научной направленности на значительно более высоком уровне (см. «Основная цель – развитие деятельности ЛИИ им. М.М. Громова» в №1, 2006 журнала «Авиапанорама»), успешно претворяются в жизнь.

МАКС-2007 проводится в рамках одобренной концепции создания Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) на территории Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Основной ожидаемый участник выставки – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
Как правило, к каждому новому салону строился один, а иногда и два павильона. Пришло время систематизировать созданное и только после этого двигаться дальше. Тем более, что в концепции ТВК ориентир намечен совершенно четко и понятно, к чему надо стремиться.
Территориально теперь обозначены:
• деловая зона;
• выставочная зона (павильоны с выходом на статическую экспозицию);
• зона для публики (питания и отдыха) и зона обслуживания 1го класса;
• зона обеспечения, базирования специальных служб и медицины.

В выставочной зоне, в свою очередь, «собраны»:
• научные центры (павильон А);
• Объединенная авиастроительная корпорация (павильоны D и Е);
• авиация общего назначения и малая авиация (павильон В1 и прилегающая территория);
• зарубежные участники.

Весьма положительным признается тот факт, что авиасалон становится не только и не столько выставкой, демонстрацией и шоу (хотя все это тоже важно), сколько местом для серьезных переговоров. Поэтому спрос на шале оказался не меньшим, чем на выставочные площади. В 2007 году деловая зона дополнена двумя линейками комфортабельных сборных шале суммарной площадью около 2000 м2. Теперь это – единая, протяженная, не пересекающаяся ресторанами, торговлей и местами отдыха, зона. Так же точно оформляется и выставочная зона. В 2001 и 2003 годах создавались объединенные тематические экспозиции. Например, ОКБ Сухого вокруг себя собирало всех своих смежников. Были экспозиции, объединенные по территориальному или ведомственному признаку: Пермская область, ВВС, Космические войска и пр. Сейчас систематизация экспозиции вышла на новый уровень. Так, Объединенная авиастроительная корпорация будет сосредоточена в двух рядом стоящих павильонах D и E с едиными идеологией, философией и дизайном. Гражданская авиация будет объединена в одном блоке, под эгидой Минтранса России.
Предусмотрена отдельная зона для авиации общего назначения и малой (сверхлегкой) авиации. Что касается развития инфраструктуры и вопросов эстетики, как о серьезном достижении, можно говорить о строительстве современного павильона Н. В нем ведутся внутренние работы. Павильона такой площади у нас никогда еще не было. А сейчас это красавец-павильон, в котором планируется разместить всех зарубежных участников выставки. Объединить иностранных участников под одной крышей раньше никак не удавалось, хотя в прежние годы их число было меньшим. Рядом с ним располагается павильон I (пока сборный) площадью около 4000 кв. м. Ранее построенные павильоны D и E, новые павильон H и временный I создают законченный вид новой выставочной аллее – широкой улице для участников и зрителей. Решения обеспечены развитыми инженерными сетями (электричеством, водой, канализацией). Старые павильоны будут и далее демонтироваться. Те, которые делались в 1992 году на 1–2 года, прожили 15 лет – и, конечно, выглядят не здорово. В 2005 году было демонтировано пять старых небольших павильонов и сейчас планируется снять еще два. А в дальнейшем, в рамках концепции создания транспортно-выставочного комплекса 2009 г., планируется практически полный их демонтаж и замена новыми. Оставшиеся на сегодня будут декорированы – конструкции закрыты специальными тентами, которые создают приемлемый внешний вид и многократно увеличивают площади для рекламы. Часть старых «металлических конструкций» закроется пластиковыми панелями, используемыми в качестве рекламоносителей. Другая часть (между павильонами С и G) будет демонтирована. С учетом изменения конфигурации общей экспозиции их место займет сборный павильон J. Теперь инженерные сети. Поскольку выставка строилась «по кусочкам», время от времени возникали проблемы с энергоснабжением, когда участники включали все свои стенды (современные демонстрационные стенды имеют весьма значительное потребление электроэнергии). Поэтому проделана гигантская работа – на расстояние более 2 км была протянута новая электролиния. Мощность системы электроснабжения салона удвоилась и достигла 4 Мвт. Всегда острым является вопрос с местами общего пользования. Раньше решали проблему как бы локально – привозили 300–400 биотуалетов. Конечно, они оставляли желать лучшего. Тем более что за границей давно используются приемлемые образцы. А сейчас в России появились их блочные конструкции, и на МАКС-2007 туалеты будут приведены в соответствие с элементарными международными нормами. Для обеспечения связи от узла связи ЛИИ до выставочного комплекса проложили оптико-волоконную линию. Сдвигом в информационной инфраструктуре комплекса будут, пожалуй, информационные терминалы. За рубежом это тоже новинка и реализована она всего на двух салонах – в Париже и Дубаи. С точки зрения организации салона это поможет избегать столпотворения, так как функциями терминала являются: маршрутизация по интересам посетителя; online справки о всех проходящих и планируемых «на земле и в небе» событиях МАКС-2007; обеспечение обслуживания и специальных служб информацией по коду доступа; приобретение доступных медиа-ресурсов и, как возможность, билетов на платные программы МАКС. Они экономят основной абсолютно невосполнимый ресурс – время. Человек идет туда, где ему интересно. В очереди в пресс-центре теперь стоять не придется – он получает в ответ на свой вопрос, касающийся экспозиции и программы салона, не чек об оплате, а перечень павильонов и мест, которые ему нужны. Или так: поднял голову вверх – самолет, нажал кнопку «что в небе» и сразу получил исчерпывающую справку. И это для всех.
Надо сказать, что Администрация Московской области активно участвует в организации МАКС-2007. Необходимо улучшить маршруты, увеличить число пунктов, где можно пересесть с электрички в автобус. Расширяется стоянка автомашин в Быково, на ней делается второй въезд–выезд. Принимаемые меры, по оценке специалистов, должны нормализовать транспортную ситуацию вокруг МАКС. Большинство посетителей на МАКС привлекает летная программа. Уже решен вопрос участия АГВП «Русские Витязи» и АГВП «Стрижи». Большинство зарубежных «летающих» участников подтвердило свое участие на МАКС-2007. В их числе B-52, два F-15, KC-135, C-17, группа Patrole de France, два Mirage и т.д. Скоро приезжает американская группа для изучения условий перелета и участия в полетах на МАКС. Ожидается присутствие самолетов F-16.
Главнокомандующему ВВС направлено письмо с просьбой присутствия на МАКС-2007 главных соперников их пилотов – летчиков липецкого ЦБП и ПЛС. Анатолий Квочур обратился к нему с просьбой, чтобы на МАКС-2007 летал неоднократный победитель американцев в учебных воздушных боях генерал Александр Харчевский. В целях обеспечения всех показательных и демонстрационных полетов авиастроительных компаний, развития летной программы и новых видов деятельности в ОАО «Авиасалон» организована дирекция по координации и развитию летной деятельности. Ее возглавил заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Владимир Логиновский. Есть основания надеяться, что третьим регулярным местом розыгрыша кубка Мира по высшему пилотажу станет Жуковский. Это хорошее украшение МАКС, но не самое главное. Самое главное – возрождается утраченная в 2003–2005 годах практика проведения тематических научных конференций, организуемых ЦАГИ на МАКС. Намечено не просто вернуть авиасалону в Жуковском научный характер, а сделать присутствие науки на МАКС многогранным и прикладным, конструктивным. В павильоне А будут собраны в единую композицию государственные научные центры. Группирование в ней будет происходить по направлениям научных исследований, а не по территориальному или по какому-либо иному признаку. Этому будет посвящено ближайшее совещание в ЦАГИ, который, в первую очередь, предполагается вернуть на авиасалон вместе с его конференцией. Ее пленарные заседания планируется проводить в ЛИИ.
ОАО «Авиасалон» организует целый ряд небольших научных конференций и семинаров самостоятельно, в порядке развития своих видов деятельности. Например, конференцию по проблемам тренажеростроения и 2-ю конференцию, посвященную вопросам безопасности полётов. С приходом в ОАО «Авиасалон» новой команды в ней появились люди, которые очень квалифицированно в этом разбираются. Есть горячее желание не просто провести научную конференцию, а показать результаты научных исследований на летающих лабораториях, оживить ее, сделать научно-практической, летно-исследовательской конференцией. Ученые должны своими глазами увидеть, что происходит в самолете, что непосредственно отображается на индикаторах. Уже готовится многофункциональная летающая лаборатория. Что касается вузовской науки – будет единая университетская экспозиция с участием МФТИ, МГУ, МАИ и других ведущих учебных заведений страны. Разосланы приглашения иностранным научным и учебным центрам. Основной параметр работы по подготовке МАКС-2007 – количество заявок на участие в нем. Впервые за 15 лет все площади выставочных павильонов и шале забронированы практически на 100 % к 1 марта года проведения. В апреле наметился рост на 10–20 %. По разным категориям: по шале, по павильонам. Поэтому приходится ставить четыре дополнительных сборных павильона. Хотя формально прием заявок прекращен 1 марта, они продолжают поступать. Все заполнено, идут только небольшие внутренние притирки – кто где. Но это вопросы на уровне 3% от внутреннего объема. А все, что за этими 3 %, требует возведения дополнительных сборных павильонов. Наиболее важным качественным результатом является возвращение КНР в число участников МАКС. На прошлом салоне китайцы не принимали участие, и была проведена напряженная работа: сотрудники «Авиасалона» вылетали в Китай, велась работа по линии Роспрома, Минпромэнерго. К нам приезжали китайские делегации. Работа принесла результат – участие Китая будет широким. Основные китайские экспоненты: корпорации AVIC1, AVIC2, CAST, CASIC. Они разместятся в новом павильоне Н на площади 400 м2. Представительство КНР будет размещено в двухэтажном шале. В связи с проходящим годом Китайской народной республики в Российской Федерации, на МАКС-2007 Оргкомитету будет предложено провести День Китайской Народной Республики. Это тоже своего рода особенность МАКСа.
Возвращаясь к программе МАКС-2007, надо сказать, что наряду с вузовской наукой и многими другими программами авиасалона делу возрождения массового интереса молодежи к авиации будет способствовать детская программа МАКС 2007: выступление детей перед участниками, встречи детей с летным составом, экспозиция и проведение демонстрации авиамоделей учениками аэрокосмического лицея, созданного нынешним руководством «Авиасалона» еще в 1992 году.