Александр Белоусов 24 мая делегация депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации фракции «Единая Россия» во главе с Председателем Государственной Думы, председателем политической партии «Единая Россия» Борисом Грызловым посетила ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», на базе которого прошло заседание фракции партии «Единая Россия». Заседание было посвящено обсуждению процесса реализации партийного проекта «Авиапром».

Открывая совещание, Борис Грызлов отметил: «Отечественный авиапром обладает всеми возможностями для того, чтобы вернуть лидирующие позиции в мире… Только завоевав этот рубеж, мы сможем говорить о более высоких целях. А наша сегодняшняя задача – обсудить те проблемы, которые входят в компетенцию партийного проекта «Авиапром».
Далее Председатель Государственной Думы обозначил главные задачи совещания, а именно:
• обсудить текущее состояние организации и финансирования государственных мероприятий по выводу отечественной авиапромышленности из системного кризиса;
• проанализировать уровень обоснованности бюджетных запросов авиационной промышленности и возможность их удовлетворения;
• выявить приоритетные направления решения проблемы технико-технологического перевооружения предприятий и преодоления отраслевого кадрового кризиса;
• и в итоге уточнить и конкретизировать расстановку акцентов и схему организации работ в рамках партийного проекта «Авиапром» на ближайшую перспективу.
Все выступившие на совещании отметили очевидные позитивные сдвиги, наметившиеся в отечественной авиационной промышленности в течение последних трех лет, что явилось результатом серьезных усилий Всероссийской политической партии «Единая Россия» и ее целенаправленной работы в рамках проекта «Авиапром». Тем не менее, в сложившихся условиях вывод российского авиапрома из кризиса и решение поставленных перед ним задач невозможны без существенной и системной государственной поддержки. Участники совещания констатировали, что ранее разработанные и принятые правительством Федеральные целевые программы (ФЦП), ориентированные на развитие авиапрома, не- достаточно системны, не учитывают в полной мере сложившихся реалий и требуют серьезной корректировки как по составу и структуре планируемых работ, так и по объемам необходимой государственной поддержки. В связи с этим в качестве приоритетной задачи в настоящее время была определена необходимость обеспечения:
• быстрого (в течение 2–3х лет), нацеленного на ликвидацию технологического отставания, радикального технического перевооружения авиастроительных предприятий при одновременном наращивании (в 2,5–3 раза) их производственных мощностей;
• создания современной системы послепродажного обслуживания воздушных судов, их агрегатов и оборудования;
• освоения, внедрения и реализации современных ИПИ-технологий на всех этапах жизненного цикла изделия;
• разработки, наращивания объемов производства и внедрения перспективных модификаций и моделей отечественных авиадвигателей, а также параллельное техническое перевооружение и расширение производственных мощностей моторостроительных заводов;
• экстренного расширения (а в ряде случаев и организации) производства необходимых авиационных конструкционных материалов, массового внедрения в конструкции планеров выпускаемых воздушных судов перспективных композиционных материалов посредством сосредоточения и отработки соответствующих производств на одном специализированном предприятии;
• организации качественного прорыва в области отечественной авионики, включая внедрение перспективной элементной базы и существенное снижение массогабаритных характеристик аппаратуры;
• сохранения российским авиапромом компетенции в разработке и производстве широкофюзеляжных воздушных судов.
По мнению участников совещания, в интересах решения указанных задач необходимо либо принятие самостоятельных ФЦП по каждому из перечисленных направлений, либо их интеграция на уровне подпрограмм в скорректированной комплексной ФЦП развития авиастроения.
Кроме этого, было высказано мнение, что такое стратегически важное инновационное направление, как разработка и внедрение перспективных композиционных материалов, целесообразно взять под особую опеку в формате подпроекта «Авиапром / Композиты» партийного проекта «Авиапром».
В части правового обеспечения на совещании была подчеркнута первоочередная необходимость разработки и принятия законодательных актов, обеспечивающих приобретение и сбыт техники, комплектующих и оборудования на основе схем операционного лизинга, а также процедуры регистрации права собственности на воздушные суда, дающей возможность их залога. Высказано мнение, что эти задачи на ближайшую перспективу для проекта «Авиапром» также должны быть отнесены к разряду приоритетных.
Озвученные на совещании бюджетные запросы хотя и не носили системного характера, тем не менее дали возможность составить определенное представление об их характере, структуре и порядке величин. Например, по словам президента – председателя правления ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Алексея Федорова, нехватка средств в бюджете ОАК на 2008–2010 гг., ограничивающая возможности решения поставленных задач, составляет около 50 млрд руб. Как сообщил на совещании президент ОАК, «авиапром требует громадных вложений. И сегодня, когда он находится в глубоком провале, без системной поддержки государства не обойтись. К сожалению, в наших целевых программах не учтен целый ряд направлений, без которых авиапром не может жить и развиваться. Это – двигателестроение, развитие авиони-ки, создание критической элементной базы, которая определяет уровень интеллекта сегодняшних самолетов».
Как отметил генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «АК им. С.В. Ильюшина» Виктор Ливанов, в действующей ФЦП «Развитие гражданской авиации» не учтены необходимые затраты на разработку, доводку и запуск в производство новых авиадвигателей для проекта МС-21, на разработку гражданской версии проекта Ил-112, на проработку аванпроекта двухдвигательного широкофюзеляжного самолета и на существенную модификацию Ил-76 в связи с переносом его производства в Ульяновск. Необходимые на решение этих задач затраты на 2008–2010 гг. оцениваются в 36 млрд руб.
Директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго РФ Юрий Коптев оценил стоимость необходимой специализированной ФЦП по авиационным конструкционным материалам, включая композиты, на период до 2015 г. в 57 млрд руб.
По словам генерального директора лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» Александра Рубцова, затраты на переоснащение Пермского моторостроительного завода в связи с необходимостью освоения производства двигателя ПС-90-А2 оцениваются в 0,8 млрд руб. Мониторинг потребностей авиастроительного рынка России, регулярно проводимый специалистами ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и других заинтересованных структур, позволяет с уверенностью говорить о том, что до 2015 г. авиапрому потребуется около 160 двигателей ПС-90А2 пермского производства. Сотрудничество «Пермского моторного завода» с «ИФК» не ограничивается заказом новых двигателей. Крупнейшая лизинговая компания страны уже профинансировала разработку двигателя ПС-90А1 с тягой до 17 400 кгс. Первые двигатели ПС-90А1 будут установлены на самолете Ил-96-400Т уже в 2007 г. Пермский моторостроительный комплекс стабильно увеличивает объемы продаж двигателей ПС-90А и его модификаций. В настоящее время суммарный портфель заявок на двигатели типа ПС-90А превышает 300 штук. Так, 4 июня 2007 г. «Пермский моторный завод» и «Ильюшин Финанс Ко» подписали контракт на поставку шести новых двигателей ПС-90А для самолетов Ту-204, и ведутся переговоры о создании более 20 таких двигателей до 2015 г. Перспективные наработки пермской конструкторской школы позволили инициировать проект основного двигателя нового семейства. Двухконтурный 12-тонный ПС-12 находится на стадии эскизной разработки и предлагается для нескольких российских авиационных программ, в частности, для оснащения перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Кроме того, предполагается установка ПС-12 на совместном российско-индийском многоцелевом транспортном самолете МТА. Новый двигатель будет обладать на 6–13% лучшей топливной эффективностью и на 15–20% более низкой стоимостью жизненного цикла по сравнению с существующими и перспективными двигателями подобного класса.
Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков сообщил, что освоение и внедрение современных ИПИ-технологий на Воронежском авиа-заводе требует создания на его базе инженерного центра на 1500 рабочих мест при капиталовложениях уже в текущем году около 4 млрд руб. Всего же, по его словам, для устойчивого выхода российской гражданской авиатехники на мировые рынки в период 2008–2010 гг. необходимы бюджетные гарантии по кредитам в размере около $3,5 млрд.
В кулуарах совещания были высказаны серьезные сомнения в рациональности принятого правительством курса на оказание поддержки авиационной промышленности в форме компенсации госбюджетом процентных ставок по коммерческим кредитам, так как итоговые потери бюджета в этом случае могут превышать объемы необходимого прямого финансирования. Этот вопрос требует дополнительного анализа в рамках партийного проекта «Авиапром».
Все выступавшие также подчеркнули, что решение стоящих перед отраслью задач, включая перечисленные выше, невозможно без принятия экстренных мер по качественной модернизации и наращиванию кадрового потенциала отрасли с одновременным решением проблемы адаптации и закрепления молодых специалистов на авиастроительных предприятиях. В связи с этим была подчеркнута важность и своевременность действий рабочей группы проекта «Авиапром» по инициированию подготовки проекта государственной программы проектно-целевой интенсивной Инновационной Подготовки Авиационных Специалистов (ИПАС) в формате под-проекта «Авиапром / Кадры».
При общей положительной оценке актуальности, хода реализации и промежуточных результатов партийного проекта «Авиапром», в рамках совещания было рекомендовано:
• с учетом экономической и политической значимости считать данный партийный проект наиболее приоритетным;
• обеспечить в рамках проекта, в том числе путем выделения необходимых сил и средств, четкую и достаточно жесткую организацию работ с персональным закреплением направлений работы и ответственности.
Подводя итоги совещания, Борис Грызлов отметил: «Мы пережили спад 90-х, когда практически обнулился спрос на технику отечественного авиапрома. Тем не менее, ряду наших заводов удалось сохранить кадровый и производственный потенциал. Сегодня ситуация улучшается. Программа развития авиапрома до 2015 года требует корректировки как объемов производства, так и объемов финансирования. Естественно, учитывая переходную трехлетку, Объединенной авиастроительной корпорации не хватит собственных средств для выхода на столь серьезные мощности. Мы учтем все вышесказанное в проекте «Авиапром». «Единая Россия» не обладает каким-то особенным источником средств, которые могут быть направлены на развитие авиапрома. Но вопросы, касающиеся уточнения законодательства, организации, концентрации финансирования на узловые проблемы – эти вопросы мы уже можем решать. И этим мы будем помогать российскому авиапрому».
Помимо основной цели визита, депутаты фракции «Единая Россия» также ознакомились с производством авиационной техники на ОАО «ВАСО», встретились с коллективом Воронежских авиастроителей и приняли участие в праздновании предприятием 75-летней годовщины его образования.