Владимир Бабич

Самолеты-участники перелета во время тренировки
В пятом номере «Авиапанорамы» за прошлый год мы рассказывали о беспосадочном перелете 8 сентября 2006 г. Героя России, руководителя ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» ЛИИ им. М.М. Громова Анатолия Квочура и летчика-испытателя Сергея Коростиева на истребителе Су-30 из Жуковского до острова Чкалов (бывший о. Удд) и обратно. Приуроченный к 70-летию исторического перелета В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова на самолете АНТ-25, этот полет обеспечил выполнение целого комплекса исследовательских работ.
Проходила проверку и надежность систем самолета семейства Су-27 при эксплуатации в длительном полете с выполнением дозаправок на различных высотах и в различных условиях. Дозаправку обеспечивали самолеты-заправщики 203-го Отдельного гвардейского авиационного полка: борт «50» (Командир экипажа – летчик-испытатель В.В. Бирюков) и борт «34» (командир экипажа – гвардии подполковник П.Н. Шалыгин).
«Хочется выразить благодарность экипажам самолетов-заправщиков Ил-78. Свою работу они выполнили четко, высокопрофессионально, проявив высочайшую ответственность и дисциплинированность», – так выразил свою благодарность А.Н. Квочур.

По приказу Наркомата Обороны от б июля 1941 г. началось формирование из летчиков ВВС, полярной и гражданской авиации 432-го бомбардировочного авиаполка в составе 81-й авиадивизии под командованием Героя Советского Союза М.В. Водопьянова, в дальнейшем его сменил будущий командующий Авиации дальнего действия А.Е. Голованов. В Монине личный состав изучал теорию, а в Казани получал и осваивал самолеты ТБ-7.
Первую боевую задачу — налет на Берлин — лучшие летчики полка выполнили в ночь с 10 на 11 августа. 10-го августа 1941 г. и стало датой рождения первого полка первой дивизии АДД.
После разгрома немцев под Москвой, полк более двух лет базировался на аэродроме ЛИИ (в боевых донесениях — аэродром «Кратово») и участвовал во всех крупнейших операциях Красной Армии. В мае 1942 г. экипаж Э.К. Пусепа доставил советскую правительственную делегацию во главе с министром иностранных дел В.М. Молотовым в Вашингтон.
За проявленную доблесть в боях за Родину полк получил гвардейское звание и наименование — Орловский. Одиннадцать авиаторов: Асямов С.А., Додонов А.С, Ищенко Н.А, Обухов В.М., Пусеп Э.К., Романов СМ., Сугак С.С, Ушаков С.Ф., Чурилин А.П., Шатров Ф.А. и Штепенко Д.П. — были удостоены звания Героя Советского Союза, около тысячи человек стали орденоносцами.
В послевоенные годы летчики успешно осваивали самолеты Ту-4, Ту-16,Ту-22.
В 1995 г. личному составу полка была поставлена новая задача — переучиться на самолет-заправщик Ил-78. В настоящее время 203-й Отдельный гвардейский Орловский авиаполк самолетов-заправщиков базируется в Рязани (аэр. Дягилево) и обеспечивает беспосадочные перелеты как стратегической, так и истребительной авиации.
Самолеты полка неоднократно принимали участие в авиационно-космических салонах в Жуковском. Гвардейцы свято чтят историю полка: создан музей, поставлен памятник Героям Советского Союза полка, к 65-летию была издана книга, в создании которой принимали участие ветераны полка.
Именами героев полка названы улицы и школы в ряде городов и поселков России.