Виктор Меркулов

По оценкам специалистов 2008 год характеризуется дальнейшим ростом объемов авиаперевозок. Это потребует более пристального внимания к вопросам обеспечения безопасности полетов. Тем более, согласно Руководству ИКАО по управлению безопасностью полетов (DOC 9859 AN/460), с января 2009 года каждая авиакомпания должна иметь свою собственную систему управления безопасностью полетов. В этом документе особо следует отметить требование ИКАО в части «непрерывности процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска». Такая экспресс-оценка факторов риска, на наш взгляд, потребует разработки специальных показателей и критериев безопасности полетов, которые в ДОС 9859 AN/460, к сожалению, отсутствуют.
Предлагается единая для авиакомпаний методология и технология экспресс-оценки в системе управления безопасностью полетов на основе использования показателей геофизической активности («АиФ Здоровье», № 13, 22… 2008 г.) и критерия «золотой пропорции» («Золотое сечение» в авиации». «Авиапанорама», №2-2006 г.).

За последние 10-15 лет эксплуатанты воздушных судов столкнулись со следующими явлениями в авиационной среде:
o отсутствие необходимой летной практики более чем у 40 % летчиков;
o тенденция к снижению летного долголетия профессионалов до 10 лет;
o диагноз «здоров» — у менее 30 % летчиков;
o повышение вероятности медицинского неблагополучия летного состава и, как следствие, увеличения аварийности всех видов, («Медицина — безопасности полетов». «Авиапанорама», №6-2007 г.).
В этой связи экспресс-оценку безопасности полетов предлагается проводить на основе учета влияния геофизических факторов на медицинское неблагополучие летчиков и операторов, используя, например, широко рекламируемую информацию об усилении геофизической активности в «неблагоприятные дни и часы месяца», влияющие на аварийность всех видов, в том числе и на безопасность полетов.