Геннадий Шелихов

Юрий Глазков

(Окончание, начало в № 3, 2008)

Несмотря на многолетние исследования и большие успехи в сфере неразрушающего дефектоскопического контроля деталей и узлов авиационной техники, многие проблемы контроля остаются до настоящего времени нерешенными.
Для повышения эффективности неразрушающего контроля на заводах и уменьшения влияния человеческого фактора на выявляемость дефектов целесообразно проводить исследования по разработке средств автоматического поиска дефектов, выявляемых, например, капиллярными методами, методами обработки изображений индикаторных рисунков дефектов, регистрации и протоколирования результатов контроля и их хранения в электронном виде.
Актуальной является задача разработки систем встроенного дефектоскопического контроля труднодоступных и высоконагруженных элементов конструкции самолетов в полете. Новые задачи в области контроля обусловлены также внедрением на заводах современных технологических операций изготовления и ремонта деталей и узлов, влияющих на эффективность контроля. Вследствие этого требуется проводить исследования с целью оценки этого влияния, разработки рекомендаций по замене методов контроля, внедрению дублирующих методов или изменению точек контроля в технологических маршрутах изготовления и ремонта деталей и узлов.
Имеются недостатки в обеспечении дефектоскопической аппаратурой. На некоторых заводах и в эксплуатирующих организациях наблюдаются случаи применения морально и технически устаревших средств контроля: ультразвуковых, вихретоковых, магнитопорошковых, акустических импедансных дефектоскопов и т.д.
Из изложенного следует, что методы неразрушающего дефектоскопического контроля деталей и узлов авиационной техники являются существенным фактором поддержания надежности воздушных судов и обеспечения безопасности полетов. Однако для повышения эффективности контроля требуется выполнение очевидных необходимых условий: продолжения исследований в этой сфере, разработки новых средств контроля или модернизации известных средств и замена устаревшей аппаратуры. Для реализации этих мероприятий потребуются средства. Однако известно, что за любое повышение безопасности приходится платить. Что выгоднее?