Сергей Вальченко

Первое, что встречали посетители и гости 46-го международного авиакосмического салона «Фарнборо-2008» при въезде на выставку, были большой рекламный щит с самолетом «Сухой суперджет-100» и трехцветные российские флаги над шале нашей делегации. Уже этот небольшой штрих говорил о претенциозности русского участия в одном из престижнейших авиасалонов мира и амбициях нашего авиапрома. И первые результаты салона показали, что амбиции эти были вполне обоснованы.

В целом 46-й авиакосмический салон, который прошел в июле в пригороде Лондона, внешне мало отличался от предшественников. Как и прежде, ему была присуща британская деловитость, продуманная организованность и солидная представительность. Все ведущие производители авиационной и космической техники из Европы, Азии и обеих Америк сочли за честь приехать на Туманный Альбион со своим товаром.

Во внешнем оформлении многих павильонов и стендов — броских и масштабных — осязалась агрессивная маркетинговая политика и дыхание острой конкуренции. Ситуацию на мировом авиационном рынке благополучной не назовешь. К открытию салона ведущие британские газеты посвятили целые страницы его анализу. Их прогнозы не внушали особого оптимизма мировой авиационной промышленности.

По оценкам экспертов, резкий рост цен на авиатопливо, который уже привел к банкротству ряда авиационных компаний, не мог не сказаться на объемах перевозок, и, как следствие, не привести к снижению спроса на новые воздушные суда.

Приводились данные о том, что авиакомпании могут в ближайшее время отказаться от значительной части (до 20%) уже заказанных самолетов, общая стоимость которых сегодня составляет около $500 млрд.

Таким образом, «Фарнборо-2008» разительно отличался от прошлогоднего коммерчески весьма успешного французского салона в Ле Бурже, в первый день которого авиапроизводители заключили контрактов на миллиарды долларов. За год ситуация изменилась. В Англии мало кто надеялся на большое количество заключенных контрактов. Но только не русские. Их бизнес-план на выставку в Фарнборо был в явном диссонансе к общей тенденции. Что это, новое «русское чудо» или «особый путь» нашего авиапрома?..

Конечно, дело не в чуде. Просто ситуация на внутреннем российском рынке кардинально отличается от обстановки в других странах — будь то развитых или развивающихся. С одной стороны, не обновлявшийся последние десятилетия российский парк гражданской и военной авиации подошел к критическому рубежу старения. С другой стороны, государство однозначно дало понять, что готово направить огромные (поистине, с российским размахом) средства на сохранение потенциала в самолето- и вертолетостроении. Так сошлись в одной временной точке два мощных фактора, превративших российский авиапром, во-первых, в перспективного игрока на мировом авиационном рынке, а, во-вторых, в стабильного и денежного, а потому — заманчивого потенциального партнера для ведущих мировых авиафирм.

Как результат — целая серия контрактов, заключенных в Фарнборо по нашему бизнес-плану.
Вначале порадовал холдинг «Сухой», который выбрал британскую площадку, чтобы объявить о важном для него значительном увеличении заказов на «Сухой суперджет-100». Примечательно, что впервые в числе заказчиков на этом самолет, опытный образец которого как раз во время работы салона успешно выполнил 13-й испытательный полет, были иностранные авиакомпании, правда, пока не названные. Найти их «Сухому» помогли итальянские партнеры по проекту — компания Alenia. Общая сумма заказанных по твердым контрактам самолетов приближается уже к $1,5 млрд.

Хороший вклад в общий успех России на выставке в Великобритании внесли лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» и Объединенная авиастроительная корпорация, которые подписали в Фарнборо контракт на приобретение 31 самолета Ту-204. Каталожная стоимость закупаемых самолетов — $1,5 млрд. Плюс опцион еще на 30 самолетов. Срок поставки — 2010-2012 годы.

В области вертолетостроения российская делегация в Фарнборо также отличилась весьма заметным соглашением с западными партнерами по бизнесу. Корпорация «Оборонпром», консолидирующая российские вертолетостроительные активы, подписала соглашение с известной европейской фирмой «АгустаВестланд» о создании совместного производства в России вертолетов AW-139. Стоимость проекта — 40 млн евро. Вклад сторон — паритетный. Выигрыш для России — приобщение к передовым вертолетным технологиям. Для итальянской стороны проект выгоден тем, что открывает для нее немаленький рынок России и стран СНГ.
Генеральный директор ОПК «Оборонпром» Андрей Реус на выставке сообщил журналистам, что корпорация в ближайшие месяцы планирует заключить такое же значимое соглашение о сотрудничестве с «Еврокоптером». «Мы сейчас выбираем ту нишу, в которой будем совместно работать с этой компанией. Думаю, не пройдет и двух месяцев, как мы вам объявим, по какому вектору пойдет это сотрудничество, и будут подписаны соответствующие документы», — сказал А.Реус.

И еще один заключенный в Фарнборо контракт продемонстрировал уровень партнерства российского и европейского авиапромов. Он предусматривает открытие в России производства по конвертации самолетов А-320/321 из пассажирских в грузовой вариант. Стоимость программы — $300-400 млн.

В Великобритании глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров анонсировал еще одну важную новость. Он сообщил, что ОАК готовит контракт на поставку и лицензионное производство в Иране до 100 самолетов Ту-204. «Мы передали проект контракта иранской стороне. В этом проекте около 100 машин Ту-204», — сообщил А.Федоров журналистам на авиасалоне «Фарнборо-2008».

Если деловую часть программы российская делегация в Фарнборо, в состав которой входили представители более 60 предприятий и организаций, выполнила «на пять с плюсом», то в плане демонстрации летных образцов и показательных полетов она выглядела более чем скромно. Единственным самолетом отечественного производства, который «засветился» в британском небе, был модернизированный МиГ-29 словацких ВВС. Вся остальная летная программа салона представляла продукцию западной авиапромышленности. Безусловно, салон войдет в историю тем, что на нем впервые широкой публике был показан в воздухе американский самолет 5-го поколения F-22. Практически ежедневно над летным полем аэродрома Фарнборо демонстрировали свои маневренные возможности Eurofighter Typhoon, модернизированные F-16 и F-18. Привычно потрясал эффектным взлетом и крутыми виражами А-380. Были показаны и довольно экзотичные машины недавнего прошлого, в том числе бомбардировщик «Вулкан».

Официальные представители российской делегации внятно не объяснили, почему на этот раз ограничились красивыми моделями и макетами российских самолетов. Исключение составил лишь глава компании «Сухой» Михаил Погосян. По его словам, показать в Фарнборо новейший продукт компании — боевой самолет поколения «4++» Су-35 — помешал напряженный ритм испытательных полетов, которые выполняет опытный самолет. Что касается самолета «Сухой суперджет-100», то, по словам Михаила Аслановича, его международная премьера состоится на одном из престижных салонов в 2009 году. Поскольку уже известно, что в июне 2009 года под Парижем пройдет юбилейный французский авиасалон, а августе — российский МАКС, то ждать премьеры SS-100 стоит на одном из этих авиационных праздников.

И все же хочется надеяться, что отсутствие России в пилотажной программе британского салона стало исключением из правил, а не началом какой-то традиции.

По сравнению с авиационной составляющей, космический сегмент российской делегации в Фарнборо выглядел менее заметно. Во-первых, в этот раз обошлось без громких контрактов. К тому же в Лондоне был не глава Роскосмоса, а лишь его заместители. К слову, не повезло объединенной российской космической экспозиции и с размещением. Ее отдельный павильон стоял вдали от основных потоков посетителей и мало привлекал внимание посетителей.

Британский показ авиационной моды во многих аспектах, к сожалению, выглядит предпочтительнее нашего МАКСа. Прежде всего, с точки зрения создания комфортных условий для участников, гостей и посетителей салона. Хорошее кондиционирование павильонов и шале, возможность стендовикам относительно недорого пообедать, наличие разнообразных транспортных средств для перемещения по стоянкам авиатехники, современные санузлы и многие другие детали организации салона выглядят предпочтительнее, чем в Жуковском. Еще одна важная деталь — показательные полеты в Фарнборо начинаются после обеда. Поэтому с утра шум авиационных двигателей не мешает проведению пресс-конференций и презентаций. Хорошо бы и этот опыт взять на вооружение нашим организаторам авиасалонов.

Своими впечатлениями о салоне и взглядами на развитие авиационно-космического комплекса с «Авиапанорамой» поделились ряд VIP-участников.

Генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей ЧЕМЕЗОВ:

«Объемы экспортных поставок российского оружия и военной техники приближаются к своему пику. Думаю, это около $7 млрд. Если брать общий объем продаж по России, в том числе запчасти.

Объемы российского оружейного экспорта пока продолжают расти. Но, к сожалению, контракты-то мы подписываем, а исполнять их порой наша промышленность не всегда в состоянии. Идет перегрузка. Во-первых, увеличился оборонный заказ, а во-вторых, увеличились экспортные заказы.
Возможности по производству продукции специального назначения сегодня ограничиваются нехваткой производственных мощностей, квалифицированных кадров, дефицитом современных станков. Для этого и была создана госкорпорация «Ростехнологии», чтобы создать современное машиностроение, которое является основой всей промышленности, всей экономики.

Структура российского оружейного экспорта должна меняться. «Думаю, и «Ростехнологиям», и «Рособоронэкспорту», и промышленности нужно больше времени и внимания уделять модернизации ранее постановленной техники. Например, Израиль активно работает в этом направлении. И у них объемы растут с каждым годом, а мы застопорились и гоним готовые изделия, а они за нас модернизацию делают.
Например, недавно я присутствовал на российско-казахстанских военных учениях, где российской делегации показали бывшую советскую технику, которая прошла модернизацию по заказу Казахстана израильскими фирмами.
Надо в этом направлении работать. Может быть, совместно с компаниями, ограничивая их права. И мы должны воспользоваться своим правом как разработчики и дальше работать совместно».

Заместитель главы Роскосмоса Виталий ДАВЫДОВ:

«Мы уже получили лимит от Минфина в отношении того, что планируется внести в бюджет на 2009 год по Федеральной космической программе, и я с радостью могу сказать, что увеличение будет более чем в два раза. Руководству Роскосмоса удалось доказать правительству необходимость соответствующего ресурсного обеспечения для выполнения всех имеющихся планов в области космической программы.

Увеличение финансирования пойдет по всем направлениям Федеральной космической программы, не только по пилотируемой космонавтике. Мы серьезно продвинемся в области дистанционного зондирования Земли, гидрометеорологического обеспечения. Все космические аппараты, которые планируется запустить в ближайшие три года, будут запущены.

Естественно, соответствующая отдача потребуется от Роскосмоса и всех предприятий отрасли.

Роскосмос получил предварительные заявки от иностранных заказчиков пусковых услуг примерно на 20 ракет-носителей среднего класса «Союз» для запуска с космодрома Куру во французской Гвиане (Латинская Америка) и с Байконура (Казахстан).

Сейчас ведутся активные переговоры с заказчиками пусковых услуг. Рассчитываем, что удастся договориться о заказе до 20 ракет-носителей класса «Союз» в ближайшее время. При этом речь идет о запуске «Союзов» не только с космодрома Куру во французской Гвиане, но и с космодрома Байконур.

Мы планируем, что в конце года будет определен облик корабля. Мы четко определимся с требованиями, которые к нему предъявляются, и будет определен разработчик и исполнитель. Мы находимся на стадии научно-исследовательских работ».

Генеральный конструктор-генеральный директор компании «Информационные спутниковые системы» (ИСС) имени Решетнева Николай ТЕСТОЕДОВ:

«С зарубежными партнерами мы взаимодействуем в разных направлениях. В первую очередь, это — совместное производство спутников связи и телевещания народно-хозяйственного назначения. Традиционно, начиная со спутника Sesat, ИСС (прежнее название — НПО прикладной механики) укомплектовывали космические аппараты собственного производства полезной нагрузкой западного производства. Со временем компания начала увеличивать объем собственных работ путем частичного производства полезной нагрузки, например, мы делаем конструкции модулей полезной нагрузки.

Нашим основным партнером является французская компания Thales Alenia Space. Не так давно мы подписали меморандум с этой компанией, по которому мы обязуемся приборы российского производства поставлять, в том числе, и для комплектации западных спутников. Это говорит о том, что началось встречное движение, обмен технологиями и продукцией.

На авиакосмической выставке делегация ИСС совместно с Thales Alenia Space провела серию важных встреч и переговоров.

«Информационные спутниковые системы» намерены активно продвигать свою продукцию на внутреннем и зарубежном рынках. В первую очередь, мы принимаем участие во всех разработках орбитальных группировок спутников связи, геодезии и навигации, производимых в России. Кроме того, мы совместно с Thales Alenia Space участвуем в других тендерах на спутники связи.

Говорить конкретно о совместном участии в тендерах пока рано, поскольку идет подготовительная работа. В каких-то тендерах мы являемся головными, а французская сторона поставляет нам полезную нагрузку. В других случаях головными выступают наши зарубежные партнеры, а мы являемся поставщиками модуля служебных систем.

Условия кооперации определяются традициями заказчиков, их степенью знакомства с нами или нашими зарубежными партнерами. В любом случае данное сотрудничество очень эффективно».

Генеральный директор ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) Александр КИРИЛИН:

«Роскосмос и Европейское космическое агентство в ближайшие месяцы должны сформировать контракт на поставку ракет-носителей «Союз» производства «ЦСКБ-Прогресс». Российская сторона предлагает заключить контракт на 10-12 носителей среднего класса, а также на такое же количество разгонных блоков «Фрегат». В августе должен решиться ценовой параметр заказа.

Уже сегодня на «Союзы» имеется примерно 15-20 предварительных заказов от европейцев. Однако учитывая ситуацию с курсом американского доллара, заключать контракт на все это количество ракет-носителей нецелесообразно. Мы будем настаивать, чтобы контракт был заключен в евро».

Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей ФЕДОРОВ:

«Мы знаем, что Китай запустил программу под названием «Большой пассажирский самолет», создал под это специальную корпорацию. Мы в ближайшее время планируем провести консультации с китайскими коллегами о возможности совмещения этих проектов и создания СП. Но говорить о реалистичности совмещения проектов еще рано.
ОАК оценивает общую программу финансирования создания нового пассажирского среднемагистрального самолета МС-21 в 150 млрд рублей. В федеральной целевой программе на разработку самолета заложено 70 млрд рублей государственных ассигнований, масштабное финансирование уже начнется с конца 2008 года. Примерно такую же сумму должны привлечь из внебюджетных источников.

Наряду с «Сухой суперджет-100″ самолет МС-21 является главным проектом в области гражданской авиации.

В силу того, что темпы роста производства гражданской продукции будут превышать темпы роста военной продукции, ОАК будет перепрофилировать для гражданского направления свои производственные площадки. В частности, в 2012-2017 годах это произойдет с Иркутским авиазаводом.
Помимо существенной государственной поддержки проекта правительство реализует и политическую поддержку МС-21. Так, правительство не планирует в ближайшее время избавляться от импортных пошлин на ввозимые самолеты в сегменте, в котором находится проект МС-21. Эта политика реализуется и с рядом стран при ведении переговоров о вступлении в ВТО. Еще хотел бы сказать, что проект МС-21 станет одним из самых амбициозных наших проектов».

Президент корпорации «Иркут» Олег ДЕМЧЕНКО:

«На долю «Иркута» в 2007 году пришлось более 15% экспорта российского оружия. Основные контракты связаны с поставкой самолетов семейства «Сухой» в Индию, Малайзию и Алжир. В 2007 году были выполнены все контрактные обязательства перед этими странами.

На сегодняшний день в Алжир из 28 самолетов уже поставлены 12 машин, еще шесть будет поставлено до конца года, остальные — в следующем году. Кроме того, в этом году «Иркут» планирует завершить выполнение контракта на поставку истребителей Су-30МКМ в Малайзию.

Выручка корпорации «Иркут» в 2007 году составила $1,2 млрд. Чистая прибыль — $165 млн. В 2004-2007 годах на техническое развитие было израсходовано 190 млн долларов. Планом техперевооружения корпорации в 2008-2010 годах на эти цели будет направлено $330 млн. Столь масштабное техническое перевооружение производства связано, прежде всего, с подготовкой к выпуску нового самолета МС-21. Это самый главный наш продукт. Планируется выпускать три модификации этого самолета вместимостью от 150 до 200 пассажиров. С конца этого года начнется эскизное проектирование новой машины».

Генеральный директор Авиационной холдинговой компании «Сухой» Михаил ПОГОСЯН:

«В области военной авиационной техники можем сказать, что программа создания самолета Су-35 вполне конкурентоспособна. В этом убеждают продемонстрированные в Фарнборо на земле и в небе европейский истребитель «Еврофайтер», прошедшие очередную модернизацию американские истребители F-16 и F-18, а также впервые показанный на таком крупном авиасалоне, как «Фарнборо», американский истребитель пятого поколения F-22.

Все, что мы увидели в области военной авиации, убеждает нас в том, что выбранная нами линия на создание Су-35 и самолета пятого поколения обеспечит нам сохранение и укрепление позиций как одного из мировых лидеров в области военной авиационной техники в сегменте фронтовой авиации. Мы планируем производить Су-35 до 2020 года и продать более 200 самолетов. Интенсивная программа летных испытаний самолета Су-35 не позволила его показать в Фарнборо. Но я могу твердо сказать, что в следующем году мы будем показывать этот самолет на международных выставках.

Мы продолжим диверсификацию компании. Гражданское авиастроение является хорошим стабилизатором в деятельности компании и дополняет военный сегмент, который носит цикличный характер. Ведь переоснащение ВВС не происходит каждый год.

Подводя итоги участия компании в авиавыставке «Фарнборо-2008», можно сказать, что сегодня «Сухой» разговаривает с ведущими мировыми производителями авиатехники на одном языке.

Мы так же, как и они фокусируемся на том, какой бизнес хотим создать, какое количество самолетов собираемся продать, сколько собираемся заработать. Потому что это в значительной степени определяет технические решения и объем инвестиций. Более масштабный проект позволяет идти на применение более сложных технических решений.

Потому что крупный проект может обеспечить возврат инвестиций. Если потенциальный рынок проекта маленький, то надо упрощать решения, поскольку нет возможности окупить большие инвестиции. Все эти аспекты тесно связаны. Кто это понимает, выходит в лидеры. Тем, кто понимает эти связи не до конца, тем предстоит это понять, чтобы остаться на рынке. Мы были абсолютно правы, когда начали лет восемь назад говорить, что компания должна быть диверсифицирована, что нельзя фокусироваться только на военной авиационной технике».

Заместитель министра обороны РФ по вооружению генерал-полковник Владимир ПОПОВКИН:

«До конца 2010 года мы должны завершить разработку государственной программы вооружений, рассчитанной на период до 2020 года, с тем, чтобы с начала 2011-го она начала действовать. В настоящее время разрабатываются сводные данные для программы и концепция, которая должна быть утверждена Военно-промышленной комиссией.

О финансовых параметрах программы пока говорить рано. Главная задача новой программы вооружений — кардинальное перевооружение российской армии на новые системы оружия и военной техники. Смысл в том, что мы должны брать не количеством, а качеством. Тем более, что армия сокращается до одного миллиона человек.

Меняется конфигурация размещения Вооруженных Сил на территории страны. Они не будут размазаны по всей стране. Они должны быть мобильными и эффективными, потому что задачи по защите страны остались те же, территория страны не изменилась.

В связи с тем, что компактность размещения Вооруженных Сил будет повышаться, должна будет увеличиться энерговооруженность на единицу вооружения. Но самое главное, мы должны полностью перейти на вооружение российского производства, не забывая, правда, о том, что мы должны быть более открытыми для международной кооперации.

При современном развитии средств вооруженной борьбы невозможно, будучи изолированными, создать новое вооружение. Мы сегодня пересматриваем структуру работы военных представительств и, естественно, систему контроля качества продукции ОПК. Ситуация, когда военные представители на предприятиях ОПК зависят от руководителей этих предприятий, не является нормальной.
Мы сделаем все, чтобы они были независимыми, и чтобы качество продукции не определялось отношениями между руководителями предприятий и военными представителями.

Реализуется целая программа обеспечения надежности и качества оборонной продукции, в которой более 25 направлений. Мы возлагаем очень большие надежды на федеральную программу развития оборонно-промышленного комплекса, которая предусматривает кардинальное техническое перевооружение всех наших стратегических предприятий.

Сегодня качество продукции во многом определяется именно уровнем производства. Куда ни приедешь на предприятие, очень много оборудования, которому более 20 лет. На таком оборудовании сделать современное вооружение невозможно».