Александр Меденков | Все чаще на страницах журналов, на научных форумах, на выставках авиационной техники звучит тема тренировки и подготовки летного состава с использованием современных технических средств обучения: авиационных тренажеров, автоматизированных обучающих систем и комплексов. С нескрываемым оптимизмом демонстрируются разработки и образцы созданных технических средств. При этом обращается внимание на внедрение при их разработке научно-технических достижений. Казалось, надо радоваться! Появляется надежда на повышение качества подготовки и тренировки летного состава, на снижение авиационных инцидентов и катастроф из-за ошибочных и несвоевременных действий экипажа. Но надежды могут не оправдаться. Причины этого анализирует в своей статье доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор Московского авиационного института Александр МЕДЕНКОВ. |
Во главу угла при разработке технических средств обучения летного состава необходимо ставить не столько технические возможности реализации тех или иных функций и задач, сколько адекватное моделирование содержания и структуры летной деятельности, условий и обстоятельств ее осуществления. Но смоделировать такую адекватность без учета законов психологии, механизмов психической регуляции поведения и действий летчика в полете невозможно. Все это является предметом исследований авиационных психологов и психофизиологов, которые способны на основе субъективных и объективных данных, методологически выверенных тестов оценить полноту моделируемых ситуаций и их психологическую адекватность реальным условиям и обстоятельствам полета.
На тренажерах отрабатывается только часть упражнений курса подготовки. Формально можно посчитать задачи и попытаться полнее реализовать возможность их отработки на тренажерах. Собственно, по этому пути и идет отечественное тренажеростроение. Не случайно в качестве достоинства тренажера разработчики с упоением называют количество задач, реализуемых на тренажере. Казалось бы, так оно и есть. А на самом деле число задач не является критерием оценки эффективности технического средства подготовки летчика. В свое время авиационные психологи разработали методику обучения летчика пространственной ориентировке по так называемым «опорным точкам» с помощью обыкновенных слайдов. И поскольку методика учитывала психологическую структуру образа полета, то обеспечивала у летчика формирование адекватного представления о пространственном положении самолета. И летчики при полетах в сложных условиях стали чувствовать себя увереннее, количество ошибочных действий резко сократилось. Проблемой остается обеспечение адекватности моделирования условий и обстоятельств решения задач деятельности. Выработка навыков выполнения управляющего действия на тренажере важна не сама по себе. В ряде случаев необходим не столько автоматизм в реализации навыков и умений, сколько учет при выполнении действий внешних факторов и воздействий. Не случайно причиной многих авиационных инцидентов с вертолетами являются поспешные и не координированные действия ручкой циклического шага и рычагом общего шага.
До конца не используются возможности индивидуального управления и контроля тренажерной подготовки летчика. Между тем, процесс обучения эффективнее при учете психологии, индивидуальных возможностей и способностей обучаемого. Организация обучения должна быть адаптирована к состоянию, психическим процессам и качествам летчика.
Все еще недостаточно активно разрабатываются методы автоматизированного анализа действий в процессе подготовки и оперативной коррекции процесса обучения в зависимости от его успешности, индивидуального стиля деятельности и психологических особенностей личности летчика. Отстает от теории практика формирования летных навыков и умений, и, прежде всего, по ведению пространственной ориентировки, предупреждению иллюзий, распределению внимания, повышению устойчивости летчика к помехам и стрессу. Одной из причин иллюзий является противоречивость информации, поступающей по разным каналам и лежащей в основе представления летчиком полетной ситуации. Механизмы предупреждения иллюзий формируются только при адекватном моделировании противоречивых ощущений и отработке алгоритмов сознательного подавления иллюзий, в том числе при действии ускорений.
По-прежнему особую сложность вызывает обучение летчика правильно оценивать воздушную обстановку и ситуацию на борту, пространственное положение летательного аппарата, расстояние до видимых ориентиров. Механизмы психической регуляции деятельности летчика в процессе обучения формируются на основе интеграции информации, ощущений, представлений, моделей оценки и действий в различных условиях и обстоятельствах полета. Важную роль в регуляции действий летчика играет образ полета, который формируется, уточняется и корректируется на основе приборной и внекабинной информации. Обучение этому необходимо строить на основе учета психологических особенностей формирования пространственных представлений и их адекватного моделирования на тренажере.
Согласен с автором статьи. Сейчас 2012 год на дворе, а ничего не изменилось.
Мне самому приходится продвигать технологии оценки состояния driver’а — процесс идет с трудом. Хотя предлагаю такие вещи, которые могли бы в режиме Live улучшить эффективность тренировки или реальной работы: на основе структуры пульса непрерывно рассчитываются уровни концентрации внимания, вероятности безошибочной работы, усталости , стресса, а в совокупности с параметрами деятельности — уровень подготовки, ресурс деятельности.